вторник, 22 сентября 2015 г.

Из Марухи в Архыз.

Месяц назад мы вернулись из поездки в Архангельск. И понеслось: работа, подготовка к школе, врачи, анализы, больница, снова школа обычная и художественная и еще много чего. В перерывах вязанье: довязан начатый еще в поездке бактус для Кати, доделана мочила,  связаны полочки свитера для себя любимой. В общем, "все вертится и кружится и несется кувырком". В один момент я поняла, что нужно спасаться. Самый легкий способ - это съездить в горы. На этот раз проехались по дорожке ведущей из долины реки Маруха в Архыз. В прошлый наш визит на Маруху мы сомневались в тормозах и не рискнули  карабкаться в гору.
      Едем, обычным маршрутом до поселка Маруха, затем через мост и по трясучей гравийке вдоль русла реки. Конец сентября в горах знаменуется тем что с высокогорных пастбищ спускаются тучные стада и отары. И здесь пробки.

Проехав узкое ущелье, километров через 16 от поселка, поворачиваем направо на неприметную дорожку, круто забирающую вверх. Дорога каменистая, но в меру. Крупных валунов и глубоких промоин нет. Серпантин, конечно, крутые подъемы и резкие развороты,  в общем, ничего экстремального. Но это в сухую погоду, я думаю весной, в период таяния снега, эта дорога будет не так хорошо проходима. Фото самой дороги нет, это нужно было выходить из машины и идти пешком вверх, а штурман - фотограф, увы сильно задыхается на подъемах. Ехать нужно все время вверх никуда не сворачивая, вот до такой пирамидки.
Здесь Т-образный перекресток. Если стоять лицом к обсерватории, то  направо - дорога в поселок Маруха, а налево - в Архыз. Дальше дорога идет по плато.  Очень красиво, обзор на 360 градусов. Высота над уровнем моря около 2200 метров.

Осенью, видимо, из-за низкого солнца, хорошо видна снежная макушка Эльбруса.

Дальше едем ориентируясь на серебристый шарик астрофизической обсерватории. Уже перед последним подъемом на склон горы Пастухова, снова развилка. Нам поворачивать направо. Здесь мы посадили себе в кузов трех пеших туристов. Жалко стало бедненьких, бредут себе по жаре, в клубах пыли поднимаемой машинами. Движение там, надо сказать, весьма оживленное. На экскурсии в САО РАН мы были несколько лет назад, поэтому проехали мимо.
 Внутри очень интересно, и экскурсовод был на высоте. Ребенок остался в полном восторге.
Спустившись по отличному асфальту ( можно ведь было построить дорогу так, что асфальт лежит много лет и никуда не ползет, не проседает). Выехали на трассу ведущую в поселок Архыз. Можно упомянуть, что здесь же находится Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс. Два храма XI века. Это северный.

А это стена южного, он сохранился хуже. Надпись замечательная.
Как быстро растут дети! Фотографии 2008 года.
Последние годы, после окончания строительства дороги к туристическому комплексу "Романтик" на Лунной поляне, количество туристов увеличилось в десятки раз. Теперь туда можно проехать на любой пузотерке. И народ попер. Как следствие, увеличилось количество мусора, более того, появились местные предприниматели, пытающиеся брать деньги за красивые виды. Поэтому мы решили не ехать на свое любимое место, а отправились исследовать долину реки Дукка, в надежде, что там людей будет поменьше.
Действительно, людей оказалось меньше по двум причинам: во-первых, обвалился деревянный мостик через речку, теперь там только в брод; во-вторых, там практически нет мест для стоянки. Но мы таки нашли лесовозную дорогу и вскарабкавшись, по ней на несколько километров вверх, выбрали, как нам показалось уединенное местечко для лагеря.
Здесь уже чувствуется осень, несмотря на вполне летние температуры.
 Палатку поставили, начали жарить мяско и королевских опят, купленных по дороге. Сидим, радуемся, отсутствию шумных компаний. Вдруг откуда ни возьмись идет мужик с бензопилой. Откуда он взялся и куда делся мы так и не поняли. Я выдвинула идею, что это "черный лесоруб", по аналогии с "черным  альпинистом", Ваня меня поддержал.
 Утро порадовало отличной погодой и гостями. Сначала прилетел дятел, громко хлопал крыльями и  долбил соседнее дерево, пришлось вылезать из палатки и готовить завтрак.
Затем, громко матюгаясь прошли грибники, чуть позже появилась лошадь и стояла в соседних кустах, пока мы не свернули лагерь. Потом еще грибники, такое впечатление, что на каждый засохший гриб приходится по два собирателя. Но уже ничто испортить нам настроение не могло. Синее небо, желтеющая листва, грозди рябины, веселый ручеек, скачущий по камням и вот эти рождественские свечи.

Осенние крокусы, такие нежные и хрупкие.

1. Интересная поездка!!!Красивые места.
    Да,народ пробирается в самые отдалённые уголки...и всё бы ничего,но эти горы мусора угнетают(((

1. В Архызе с мусором совсем плохо, после летнего сезона остаются громадные кучи, что-то сжигают, что-то закапывают. Уже никто не думает о том что там уникальный воздух, особенно целебный для легочных больных. Когда-то давно там собирались строить санатории, но не задалось.