суббота, 3 октября 2015 г.

Путешествие к южному берегу северного моря V

Уже пятая часть отчета, немало написала. Оказывается, мы очень много успели посмотреть. Хотя в поездке мне все время не хватало времени. Да и график движения складывался как-то странно: в места, которые хотелось осмотреть более подробно, приезжали вечером, приходилось мчаться как на пожар. Музеи закрывались прямо перед нашим приездом. А места ночевок оказывались в десятках километров от достопримечательностей, бегло осмотренных в сумерках и возвращаться назад на следующее утро уже не хотелось. Так получилось и с Ярославлем, и с Владимиром, и к моему сожалению и с Ферапонтовым монастырем.
       У каждого из нас в этой поездке были свои "хотелки". Катя стремилась на фестиваль аниме, все остальное осматривала довольно спокойно, зачастую предпочитая оставаться в машине, если в этом месте была связь и интернет. Ваня хотел резных палисадов, деревянных храмов и Белого моря. А меня манили фрески Дионисия Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан в 1398 году. В течение 400 лет это был мужской монастырь, в 1798 году его упразднили, и в XIX веке обитель стала приходом Ферапонтовской волости, а с 1904 — женским монастырём. В 1925 монашек отсюда изгнали. Однако ещё 10 лет тут периодически совершались богослужения. В 1935 году монастырь стал частью Кирилловского краеведческого музея, а в 1974 — музеем фресок Дионисия. Монастырь находится в красивейшем месте, на невысоком холме на берегу озера.
Вечернее освещение, приглушило и без того неяркие северные краски. Хочется верить, что древние строители монастыря думали не только о безопасности, строя практически на единственном холме в округе, но видели и чувствовали красоту этого места.
Войдя внутрь через Святые врата, видишь сразу все три церкви монастыря.
Справа Шатровая церковь Святого Мартиниана, 1641 года постройки. Возведена над захоронением одного из основателей монастыря - Преподобного Мартиниана.
Между ней и колокольней располагается Собор Рождества Богородицы 1490 год, первая каменная постройка монастыря. Именно здесь и находятся фрески знаменитого московского иконописца Дионисия, жившего на рубеже XV- XVI веков.
Завершает композицию церковь Благовещения с трапезной палатой.
Добрались мы до Ферапонтово вечером, так уж сложилось в этой поездке. В монастырь вошли в начале шестого, а музеи, как водится, работают до шести. У нас меньше часа на осмотр. Здесь, наверное, нужно сделать лирическое отступление по поводу цен на достопримечательности. Когда ты путешествуешь один, то цена в 200 рублей не кажется большой, но мы едем семьей и поэтому нужно умножать на три. Справедливости ради, замечу, что в некоторых местах школьников  пропускали бесплатно или билет стоил дешевле. К примеру, подъем на Вологодскую колокольню стоит 200 руб, вход в Суздальский Рождественский собор те же 200, это без экскурсий. А в Спасо-Ефимский монастырь все 400 руб. Кроме того, нужно отдельно доплачивать за фото и видеосъемку, уже включали бы в цену билета, ведь фотографируют сейчас абсолютно все. Так вот музей фресок по части цен на билеты нас не разочаровал, 250 взрослый, школьники бесплатно, это только в один храм с фресками, фото разумеется, оплачивается отдельно. В других храмах монастыря располагаются музейные экспозиции типа "История крестьянского быта". Просто осмотреть храм не получится, нужно заплатить за просмотр совершенно неинтересной лично мне выставки. Да ладно, мы бы пошли но время поджимало. Так что однозначно Дионисий. В самом музее все строго и по плану. Суровые смотрительницы проверяют билеты и тоном, не терпящим возражений, не давая оглядеться, отправляют в келью смотреть фильм. А у нас всего полчаса времени до закрытия музея. Видели бы вы их возмущение, когда мы отказались от просмотра видео и предпочли осмотреть живую роспись!

При входе в храм выдают схему расположения фресок с названиями где и кто нарисован, но нам как людям далеким от христианской мифологии это мало помогло. Зато сами фрески просто изумительны. Мягкие теплые краски, плавные линии. И они удивительно хорошо сохранились. Но снимать фрески в полутемном храме не есть хорошо. Зато можно посмотреть на сайте музея фресок Дионисия.
Храм внутри совсем небольшой, расписан полностью: стены, потолки, столбы, своды, купол и это поразительно. Триста композиций, семьсот квадратных метров росписи и все это сделано за 34 дня в конце лета 1502 года (Это последняя интерпретация сроков росписи собора, более ранние версии предполагают до двух лет работы над фресками). Об этом свидетельствует надпись на откосе двери храма. Рисовал Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. После осмотра храма у мы побродили по галерее, примыкающей к собору.
Полюбовались на каменную резьбу, украшающую стены. Почитали о красках и пигментах, использовавшихся в процессе росписи, об исследованиях наших ученых определивших состав древних красок, и в каких местах Вологодской области их могли раздобыть художники. Кроме того, на стендах представлена информация о том как контролируется и поддерживается в помещениях музея постоянная температура и влажность, необходимая для сохранности бесценных фресок.
Кроме этого мы успели зайти и в церковь Богоявления, находящуюся в надвратной башне.
Кстати, это был единственный за всю поездку действующий храм, который мне понравился настолько, что я поставила свечи и заказала  поминальные службы.
              В поисках места для ночлега, мы долго кружили вокруг Бородаевского озера, на берегу которого расположен монастырь, в надежде найти безлюдное местечко у воды. Увы, места там дачные, людей довольно много. Пришлось уехать километров за сорок. Ночлег нашелся в окрестностях деревеньки Чистый Дор, по переписи 2002 года население составляет 26 человек (13 мужчин и 13 женщин). А название "дор" означает участок, в лесу расчищенный под поле. Информация из Википедии.
Если есть почта, значит село существует. Здесь же расположена и деревянная церковь Николая Чудотворца 1767 года.
Следующим пунктом нашего путешествия был поселок Ухтома, расположенный на берегу озера Белое. К нашему удивлению, местечко оказалось туристическим. Песчаный пляж, пытающиеся загорать отдыхающие. К сожалению погода испортилась, срывался дождик температура опустилась до 18 градусов, мы наивные думали это предел.
Снова не удалось поплавать в озере, хотя Белым оно только называется, на самом деле вода была серо-бурого цвета и под пасмурным небом никакого желания поплескаться в ней не возникало.
 Посмотрели и полуразрушенные храмы, деревянный - Воздвижения Креста Господня, и каменный - Успения Пресвятой Богородицы.

После Ухтомы асфальтовые дороги закончились...
Широкие, рассчитанные на три полосы грейдеры, в некоторых местах покрытие не уступает по качеству асфальту, но таких участков немного. Основная же часть Архангельских дорог покрыта ямками, бугорками и рытвинами. Мелкая выматывающая всю душу тряска, не дающая ни почитать, ни повязать, все милые развлечения, которые доступны штурману в машине. С заднего сиденья время от времени доносились возмущенные детские вопли, потому что смотреть фильмы было так же невозможно.
     Погода изредка баловала нас солнышком. В один из таких просветов остановились пообедать на берегу небольшой речушки "чайного цвета". Меня сильно удивляло, то что в этих местах все из дерева, в том числе мосты, причем это непросто бревна, перекинутые с одного берега на другой, а полноценные инженерные сооружения.
Общим голосованием решено было приготовить тортилью, с начинкой из куриного филе с фасолью и сыром.
 Терку для сыра мы, конечно, с собой не взяли ( хватит с нас того, что мы возим ситечко, для процеживания бульона), поэтому Ваня с присущим ему педантизмом измельчил сыр на кубики. Кроме того, очень аккуратно завернул начинку в лепешку. Надо сказать блюдо это мы пробовали первый раз. Оценили, даже ребенку понравилось. Теперь готовим его и дома. Итог: блюдо сытное, вкусное, готовится быстро. Лепешки в упаковке, срок хранения большой, прекрасная замена хлебу, в дороге его не всегда можно купить.
После обеда в совершенно благодушном настроении отправились дальше. Хотя, сомнения были, дело в том что вот эта милая лесная дорожка обозначена в атласе как трасса Р1, это меня немного смущало.
Навигатор проложил маршрут совершенно уверенно, не метался, не вопил "развернитесь налево". Мы все же решили перестраховаться и поспрашивать дорогу у местных жителей. Остановили первую попавшуюся машину ( встречаются они там нечасто) и попытались узнать, действительно ли по этой дороге можно добраться в Каргополь. Нас уверили, что да, правда, скептически смотрели на наши колесики и говорили:" ничего, дорога нормальная, должны проехать, а плохой дороги-то всего километра четыре". Ну вот это начало того самого "плохого" участка.
Если разложить на отрезки, получается так: расстояние между Ухтомой и Каргополем около двухсот километров из них немного асфальта более ста пятидесяти гравийка с разным уровнем качества, тридцать километров - Ж... и четыре полная Ж... Зато я теперь знаю что такое "гать".
Но все плохое позади, радостно приветствуем Архангельскую область. Я не могла и предположить, что в этих местах единственная дорога с асфальтовым покрытием это М 8 "Холмогоры".
Сразу за указателем поворот на Каргополь, ведет туда гравийка уровня "автобан", но мы были рады, что закончилась грязь, осталось только пыль, которая клубилась за каждым проезжающим автомобилем. Не доезжая, несколько километров до города начался асфальт, но совершенно убитый. Обочины заросли борщевиком высотой метра три. Разруха и запустение.
Исходя из вышеизложенного Ваня решил возможным зайти в магазин, в обуви от которой отваливаются куски грязи.(Стыдно, конечно, но мыть было негде).
Успев купить продукты перед самым закрытием магазина, мы уже совсем беззаботно гуляли по Каргополю. Замечательной красоты Соборная колокольня.
                                   Пятиглавая Благовещенская церковь 1692 года постройки.
                                      К сожалению Воскресенская церковь стояла в лесах.
В Каргополе есть не только почта и магазин "Магнит", но и офис "Сбербанка"в деревянном домике. Цивилизация!
  Вообще, городок симпатичный. На "набережной" стоят сарайчики, в них купальни, вода туда поступает из родника. Еще один родник прямо на берегу, и что интересно, детвора пьет из него воду. Это о многом говорит.
Ночевали недалеко от города в лесочке. Поставили палатку, поужинали, и решили с Ваней прогуляться, ну пройтись по тропинке, до ближайшей полянки. На ней росли молодые елочки, и как часто бывает на этих широтах, клубился вечерний туманчик. Все так таинственно, призрачно, что начинаешь верить в Бабу - Ягу, ну или в лешего, например. И тут прямо над нашими головами пролетела сова, совершенно бесшумно, махая громадными крыльями, потом еще одна. Совсем низко, я успела рассмотреть ее довольно хорошо. Никогда не видела таких красивых сов! Да я их вообще не видела на свободе, только в зоопарке.