вторник, 5 июня 2018 г.

Три дня из жизни морских котиков.

Праздник Первомая в нашей стране традиционно отмечают ударным дачным трудом. Но есть счастливчики, у которых нет ни дачи, ни огорода. Вот они-то по-настоящему празднуют. Другими словами, ничего не делают, только вкусно кушают и сладко спят. Вот именно так в этом году мы отдохнули на Утрише.

Четыре дня совместных с мужем выходных, нельзя было не использовать, но везде еще прохладно, в горах местами лежит снег, вот и потянуло нас на юг к "теплому" Черному морю. Выезжать собирались в воскресенье рано утром, и как порядочные путешественники свое добро собрали и упаковали заранее. Часам к девяти вечера субботы все было готово, а мы полны сил и задора. "А не выехать ли нам в ночь?" Эта шальная мысль посетила нас одновременно. Не стали отказывать себе в таком скромном желании, заварили в термокружках кофе покрепче, и в путь.  Трасса свободна, Краснодар и Верхний Бакан проскочили без пробок, опасливо косясь на шеренги припаркованных на обочинах КАМЗов, с ужасом представляя себе, ЧТО будет, когда они встанут на крыло и стройными рядами потянутся в Новороссийский порт. Единственно чего я опасалась, так это серпантина из Абрау-Дюрсо до автокемпинга Дюрсо. По воспоминаниям, обочина дороги там размыта, в некоторых местах образовалась ступенька сантиметров так в двадцать, а разметка традиционно отсутствует. Но нам повезло, дорожники потрудились на славу и все хорошенько подлатали, но на краске для обозначения обочин все же сэкономили. В общем, весь путь одолели на одном дыхании, спать не хотелось совершенно. Отдыхать не останавливались, ну только если пару раз по естественным надобностям. На одной из таких остановок, слушали соловьев. Очаровательно! Обочина дороги, кустики... и такие сладкие трели! Ранним, ранним утром, только начало светать, мы добрались до поселка, ну думаем, мы первые приехали, или на худой конец, в первых рядах. Куда там, почти все побережье уставлено палатками. Как позже донесла разведка, народ начал съезжаться за неделю до майских праздников. Наше любимое место, с нежностью названное когда-то "Ранчо "Сытый енот", теперь стало легко доступно для любых автомобилей. Отдыхающие устроили к нему удобный подъезд, выкопав камни, вырубив кустарник. И, конечно же, оно было занято. Вначале мы немного расстроились, но потом  не жалели, что стали подальше от пляжа.
Стоянка, которую мы облюбовали оказалась удобна, уединенна. Только одну ночь соседи, стоявшие в паре сотен метров от нас слушали музыку допоздна.
Ваня, опасаясь, ветреной и холодной погоды одолжил у приятелей  палатку-шатер. Купленная довольно давно, она тогда произвела на меня сильное впечатление. Красивая, большая, мы с мужем долго судили-рядили, нужна ли нам такая. Но останавливал ее вес и габариты.  В сложенном состоянии, она никак не могла поместиться в нашу тогдашнюю крохотную "Королу". Потом изменился и формат путешествий, мы все реже и реже зависаем на одном месте на несколько дней. Чаще так: одна ночевка и рванули дальше. Но вот на таком отдыхе, да еще ранней весной, это то что нужно. Во-первых нет необходимости весь хлам, убирать на ночь в машину. Все-таки какой-то кодекс чести, среди туристов, соблюдается. Взять что-то, лежащее просто так можно, ну там стянуть нашу любимую фляжку для воды, прихватив заодно мыльницу допустимо, а вот залезть в застегнутую палатку уже нельзя. Кстати, по той потерянной фляжке мы убиваемся до сих пор. Купленная когда-то в Финляндии, с широким горлом и отличным краником, она была настолько хороша, что достойную замену мы так и не нашли. К сожалению, такие больше не продаются. Во вторых, москитная сетка отлично защищает не только от комаров, но и смягчает легкие сквознячки, гуляющие по вечерам почти всегда. А от сильного ветра она и подавно защищает. Ну или почти защищает. Этот конструктивный недостаток наши друзья, заядлые рыбаки обнаружили сразу после покупки. Рыбачат они на степных водоемах, где сильные ветра не редкость, так вот, помимо неустойчивой конструкции, полотнища самого шатра пристегивались к каркасу только пуговицами, расположенными внизу. Ветер ее трепал и опрокидывал за несколько минут. Выход нашелся, просто по бокам  пришили молнии, вот с ними она и служит много лет верой и правдой, сохраняя тепло в стужу, защищая и от ветра, и от насекомых.
Как только определились с местом дислокации, быстро-быстро выпили по бутылочке   пива и за работу. Легко и непринужденно поставили свою палатку, с шатром пришлось повозиться, но недолго и наконец рухнули спать. Нескольких часов хватило для полноценного отдыха, потом гулять и смотреть на море.
Наконец-то увидели здесь зеленую траву, обычно к началу июня, открытию купального сезона, все выгорает. Нам даже закрадывались крамольные мысли в голову, вдруг она круглый год сухая и безжизненная.
В первый день вода была холодная, теплее чем в горных реках, но купаться не тянуло.
Ну а потом начались гастрономические радости. Планов было много и основная часть их зависела оттого будет рыба или нет. Утриш, это единственное место, где мы едим только что выловленную "свободную" рыбу, не выращенную на искусственных кормах.
Но начали все же с шашлыка и чебуреков. Хотя мы и взяли с собой автомобильный холодильник, но мясо лучше съесть раньше (что бы потом в него положить рыбку, и побольше, побольше).
Антрекотики в виде шашлыка приготовили на мангале и съели в первый же вечер, на на следующий день жарили чебуреки.
Готовлю я их здесь второй раз. Да и вообще, второй раз.Учтя предыдущий опыт, фарш приготовили дома, заморозили и уже на месте спокойно не торопясь, лепили и жарили. Взяли нормальную каталку ( в прошлый раз была бутылка из-под вина), кусок фанеры который в прошлой жизни был "планшетом для рисования", и даже колесико купили, для придания краям изделия аутентичных зубчиков.
 Дело это грязное, масло летит в разные стороны, после таких блюд кухню не отмоешь. Вот потому дома я ничего не жарю во фритюре. Да и для здоровья это не очень хорошо, а вот поесть чебуреков раз в два-три года, большой беды не будет.
Как только стабилизировали процесс: я леплю, Ваня жарит, к нам заявились гости. Пара мужичков в форме МЧС. Ну, думаю сейчас начнется... не так стоишь, не так свистишь и, вообще, зачем сюда приперся. А, может, денег надо пожертвовать. Но все обошлось, мужики увидев, что мы готовим не на костре, разочаровано так протянули: " А, вы на газе..." Вручили агитки с правилами поведения в лесу, в такие же завернули чебуреки, которыми мы их угостили. Жалко стало, время обеденное, а они листовки раздают.
После обеда, обязательно полежать нужно.
Гамак, кстати, новый. Довольно удобный, легкий, материал тоненький, продувается даже легким ветерком. Лежать в нем приятно, но лучше в более теплую погоду, нам же для комфорта пришлось подкладывать плед.
Ну и наконец рыбка. В первый же день мы скользящей рысцой побежали к рыбакам.
 Взяли окуньков на уху, немного погорячившись, купили столько, что и на пожарить хватило.
Блюдо незатейливое, но очень вкусное. И наконец, любимое: барабулька.
Приготовленная на мангале, она просто восхитительна.  Вот так поочередно борясь то с голодом, то со сном мы проводили время.
Я, конечно, лукавлю, еще мы гуляли, купались, правда, только Ваня. Я же, как он выразился, показала морю свой купальник. Дело в том, что первый день море было холодное, на второй,  в теплой воде купались медузы, в больших количествах. А на третий, в сторону берега подул ветер и пригнал с глубины ну очень холодную воду, а потом уже кончились выходные. Не успела...
Еще из традиционных занятий: у меня, новые книги и старое вязание (проект, как всегда, сложный и долгоиграющий), у Вани прогулка в заповедник.
Ходить туда можно только после шести вечера, когда у егерей заканчивается рабочий день. Дурь такая, теперь они сидят в лодочке и целый день караулят, чтобы отдыхающие не гуляли по территории, днем.
Это как с нашим котом: на стол лазить нельзя, но если никто не видит, то можно. Смешно, же, право. В местах обитания "одичалых", по прежнему все спокойно, но художников стало меньше, а может, краски подорожали.
 По сравнению с прошлой наскальной живописью, вообще ничего.

Озерцо, наполняемое зимними штормами.
 Оливковый полоз, говорят увидеть его большая удача. Я с таким утверждением, совершенно несогласна. Для меня увидеть любую змею - стресс.
Но Ваня же, наоборот, гонялся за бедной рептилией с фотоаппаратом.
Удивительно спокойный и размеренный отдых у нас получился. После всяких разных треволнений, угрызений, четырех месяцев напряженной работы, когда бухгалтерская отчетность этого года, следует сразу за прошлогодней, мне именно такой и был необходим. Почувствовать себя не оленем, вечно бегающим по лесам и тундрам, а всамделишным тюленем, вылезшим на берег вздремнуть и погреться под лучами не жаркого еще солнышка.
Каждой встрече с морем я до сих пор, радуюсь как в детстве. Оно всегда разное, ночью темное, на рассвете серебристое, такое я видела в этом году впервые. Вода мелькнула в просвете между деревьями,  когда на рассвете, мы кружили по разбитой грунтовке.
Отдых всегда быстро заканчивается, пора домой.
 Но мы еще не раз заглянем сюда.