воскресенье, 25 ноября 2018 г.

Крымские каникулы. Продолжение II.

Следующая точка маршрута пещерный город Эски-Кермен. Его история еще более таинственна чем у Чуфут-Кале. Все что известно- нарыли археологи, письменные источники молчат. Сохранился только камень, как памятник упорству и трудолюбию тех кто его строил.


Предположительно город возник в VI веке и был построен византийцами. Они как и древние греки много где наследили. Просуществовал до начала XIV века. С X и по XIII века он рос и развивался, жители занимались земледелием, ремеслами и наверняка торговлей.Численность достигла 2-3 тысяч человек. Мегаполис по тем временам, с широкими улицами и прямоугольными кварталами.
 Увы, как и многие средневековые города он погиб во время кровавых набегов монголо-татарских завоевателей. Золотоордынский беклярбек ( премьер-министр по современным меркам) Ногай с 1290 по 1312 год был властителем земель от Дона до Днепра и хозяйничал в богатых крымских городах. Грабя, убивая и угоняя в рабство местных жителей. Затем по этим землям прошла армия монгол под предводительством темника Золотой Орды Эдигея, окончательно разорив и разрушив Эски-Кермен. Название, данное этому месту крымскими татарами, означает "Старая Крепость", наверное, потому, что к концу XIV века не осталось даже легенд о древнем городе. Единственное что археологи могут утверждать точно, так это то что поселение погибло во время битвы. Раскопаны два дома, оба были сожжены. Обнаруженные там останки, свидетельствуют о гибели людей от сабельных ударов.
  Такое вот загадочное место. А мы, чувствуя себя исследователями, бродили по древним улицам, забираясь во все попадавшиеся нам на глаза пещеры, карабкаясь по камням и осторожно спускаясь по стертым от времени ступеням.

В город мы пробрались через Южный вход, подъезд к нему на машине-это особая история. Расстояние от Бахчисарая до Эски-Кермен всего 15 км. Покружив до дорогам, сверяя координаты в навигаторе и указатели на достопримечательность, добрались до поселка Красный Мак. Дальше двигались в сторону села Холмовка, не доезжая до него, съехали направо на дорогу, покрытую плитами. Координаты N44°36'31.20" E33°44'27.84"
Затем отличная грунтовка привела к кафешке с припаркованными  УАЗиками. И там нас встретили такие вот таблички. Первая, используя символику дорожного знака, гласит что проезд запрещен. Я вышла из машины и обратилась к местным предпринимателям, с вопросом, как же проехать к городу. Мне ответили, что никак. Здесь проезда нет, а объезд с другой стороны возможен, но дорога почти непроходима. Опечаленная, возвращаюсь в машину.
Тем временем, Ваня, на противоположной от кафе стороне дороги приметил рекламный щит, приглашающий посетить экоусадьбу. Проезд к которой совершенно свободен. Это как, территориальные войны, докатившиеся до наших дней? Я понимаю, что людям нужно заработать на хлебушек с маслом, но нельзя же вот так нагло. Таких как мы, путешествующих самостоятельно немного (надеюсь будет больше), надо и с них сорвать по "тысчонке". 
Расстояние до Южного входа небольшое, дорога накатана и проходима для всех автомобилей. Ехать минут десять - пятнадцать.
Вернусь, однако, к городу. Южные ворота. Слева от входа -западная часть города. Сначала мы отправились туда.
  К сожалению, у нас крайне мало обзорных фотографий, дающих представление о высоте и массивности скал, в которых вырублены это помещения. Эти две глыбы как бы нависают над дорогой. 
  В одной пещера с колонной, в другой так называемые зерновые ямы.

Перед поездкой я прочла только рекламные описания мест, которые мы запланировали посмотреть. Последние годы, так случается все чаще из-за недостатка времени, зато по приезду перелопатила кучу информации в поисках подтверждения собственных наблюдений. Дело в том что, о многих вещах принято говорить утвердительно, оставляя как бы за кадром что это всего лишь гипотеза, ничем не доказанная. Пещерным городам придан статус оборонительных укреплений, а помещения четко распределили между храмами и хозяйственными пещерами, а люди жили в домах. Все! Стройная теория готова, и забывают о главном: люди селились здесь на протяжении восьми столетий а может быть и более того. Они строили и перестраивали свои жилища, делая их удобнее на данный момент их жизни. Зерновые ямы перестали использовать по прямому назначению и расширили их до загонов для скота, приняли христианство и устроили в одной из пещерок храм и кто знает что там было ранее хлев или языческое святилище. А может и наоборот сначала молились, а потом селились. Да и оборонительное значение города вызывает сомнения. Нет в нем развалин могучих стен и укреплений. Он больше похож на скрытое убежище, которое позже превратилось в торговое место. Пещеры не сохранили органику, которая может подтвердить или опровергнуть догадки исследователей. Остался только камень, с которого и началась история этого древнего поселения.




Восточная часть города нам понравилась еще больше.
 
 Жилые, хозяйственные помещения. Скалы похожи на мой любимый сыр с большими дырками.


 Да, да это то самое место из фильма "Девятая рота". Несколько встреченных нами туристических групп с гидами, непременно тут останавливались. Люди старались сфотографироваться "что б как в фильме". Хорошо что сказали, я об этом не слыхала, да собственно и фильм не смотрела.
Нас привлекли сами бывшие зерновые ямы, превратившиеся в большую пещеру с потолочным освещением. Мы долго бродили внутри, рассматривая  помещения с строя фантастические предположения на тему: "как здесь жили". И не были ли местные жители глуховаты, поскольку в городе постоянно что-то долбили и скребли.
 Кто-то слишком много ест!


 В этой скале вырублена многокомнатная квартирка с окнами на юг и на восток.
 А в этой таунхаус в трех уровнях. Там действительно несколько этажей, с лесенками и верандой. Чудесное местечко для жилья.
Видимо эту скалу называют "Копилкой".
 То ли кроватка, то ли кормушка, теперь это уже неважно.


Фантастический "Наутилус" и Ваня- вылитый капитан Немо.
Город произвел сильное впечатление. Наверное еще и потому, что приехав ранним утром мы были там совершенно одни. Тишина и древний город вокруг тебя. Только спустя пару часов, когда мы налазились вдоволь и уже едва переставляли ноги, стали появляться первые туристы.
Кстати, прогулка для нас была совершенно бесплатна. Беседка кассира стояла пустой. Нас это не расстроило.
В планах было еще посетить Мангуп-Кале, но подумав, что третий пещерный город за два дня, это перебор, сменили курс и отправились смотреть Фаросскую церковь.
 Церквушка изумительна, внутрь не заходили. Координаты:N44°24'17,04" E33°47'17,88"
А вот после этого начались приключения. Хотелось нам посмотреть так называемый Храм Солнца, это комплекс скал стоящих по кругу. Естественно, куча мистики к нему прилагающаяся: атланты, магнетизм, энергетика. Место, должно быть, красивым. Увы, подъезда к нему мы не нашли. 
Потеряли кучу времени на поиски ориентиров, растиражированных в сети. Мы искали поселок Ласпи и остановку в нем, а оказалась, так называется только остановка, расположенная на Южнобережном шоссе. Недолго поругавшись посовещавшись, решили ехать к Мраморной пещере, еще один объект достойный внимания. Вечерело, погода стала портиться, но мой мужчина, в один голос с навигатором, заявили, что это недалеко. Едем.
Гаджет проложил кратчайший маршрут и мы рванули, круто забирая вверх. Асфальт закончился быстро, дальше серпантин, отсыпанный щебнем. Село Орлиное, Широкое, Передовое, потом только лес. Съезды перекрыты шлагбаумами. Дорога, неплохая, но для нас совершенно неперспективная: стать с палаткой- негде. Уже на спуске, появились рекламные щиты и мы смогли узнать, что место это кличут "Кабаньим перевалом".
Еще одно наблюдение, которое слегка подпортило впечатление о Крыме, это навигация. Я уже неоднократно упоминала, что мы пользуемся программой "Навител", и в принципе она нас устраивает. Мы особо не лезем в чащобы непролазные, а все грунтовки, особенно у нас на Северном Кавказе, там отражены. Здесь тоже, все дороги отрисованы, и маршрут прокладывается легко. Проблема в другом, за время, прошедшее с развала Союза (когда существовала картография), многие дороги быльем поросли. На подобную мы и нарвались, пытаясь добраться кратчайшим путем из села Орлиное в Мраморное.  В каком-то из населенных пунктов, думается это было что-то типа Партизанского ( хорошо, что не Сусанино), навигатор проложил маршрут по обычной полевой дороге, как следует раскисшей после дождя. Так рисковать не захотели, и вернулись ночевать в единственное известное нам место - плато Ай-Петри. Сменили в навигаторе Орлиное на Соколиное и снова отправились покорять серпантин. Погода ухудшилась, сильный дождь, туман, ветер. Ваня, конечно, герой! Ночью по этой разбитой в хлам дороге, да еще при таких погодных условиях, аккуратненько так проехал! Если честно, мне было страшновато. 
Шлагбаум стоял открытым, мы тихонько съехали с асфальта, и снова стали в буковом лесу на оборудованной стоянке. Первое, что сделали, заглушив мотор, это поставили тент, потому как дождь лил без остановки, и уже под ним ставили палатку. Забыла сказать, что температура упала до 3 градусов тепла, временами с неба сыпалась ледяная крупа. Это была первая ночь, когда мы замерзли в теплых спальниках, но к сожалению, не последняя. Дождь прекратился только под утро. Сыро, холодно, завтракали снова в палатке, отогреваясь горячим чаем. Но мучились не зря, удалось посмотреть знаменитые зубцы Ай-Петри,
 и панораму ялтинского побережья. Фотографии получились солнечные, но на самом деле, дул очень холодный ветер.




 Ваня, как любитель красивых видов, открывающихся с высоты 1200 метров, пошел к вершине, а я осталась в машине, отогреваться на солнышке.




 А еще на Ай-Петри можно собирать грибы, мы не удержались и присоединились к местным грибникам. Побродив минут двадцать среди сосен, набрали немного маслят для супчика.
Получилось забавно, мы дважды проехались по старой Бахчисарайской дороге и трижды побывали на вершине. Ну а дальше отправились к Мраморной пещере. Снова Южнобережное шоссе, ехать немного меньше ста километров, но времени это занимает довольно много. Серпантины, спуски, подъемы, оживленное движение. Немного задержались у винного магазина, купили пару бутылок вина себе на вечер. Одно из них называлось "Авторское". Я скептически отношусь и к таким названиям и заливистым трелям продавцов расхваливающим необыкновенные букеты, купажи и т.д. Вечерняя дегустация подтвердила мою интуицию. Гадость! Крепленое вино, напомнившие мне советскую "бормотуху".
Милый памятник троллейбусу- ветерану. Считается, что он возил пассажиров 40 лет (современная техника, увы, столько не служит).
Продолжение следует...



3 комментария:

  1. Таня,
    эх, пентхауз бы трехуровневый с окнами на юг и на восток. Согласна даже на вырубленный из камня.
    Потрясающе просто и при просмотре всех бывших зерновых ям, пещерных городов и прочего, возникает один-единственный вопрос:"Ну вот кАк?!"
    Так, а по подвесному мосту прошлись?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже захотелось там пожить. По слухам "эко-усадьба" предлагает такой сервис: ночевка в пещере. В одной из норок с прекрасным видом на скалы мы видели сено, на вырубленной в скале кровати и пару пакетов угля.
      По мосту не ходили. Аттракцион не работал, из-за сильного ветра.

      Удалить
  2. Таня,

    Меня тоже зерновые ямы впечатлили!
    Пейзажи и виды необыкновенно красивые!

    ОтветитьУдалить