пятница, 17 сентября 2021 г.

Досужие мысли. О египтологах.

 Пару недель назад на YouTube наткнулась на лекции Солкина Виктора Викторовича, посвящённые древнему Египту. Приятный голос, поэтичное повествование, красивый видеоряд и что немаловажно - грамотная речь. И рассказывает про интересное. Не то чтобы я специально ищу несоответствия и противоречия, нет я совершенно далека от этого. Просто у меня возникает много вопросов, и я лезу в интернет, чтобы узнать больше. Результат зачастую просто ошеломляет. Одна из лекций "Костюм в Египте фараонов". Меня всегда привлекала история костюма, посмотрела с большим удовольствием. Очень интересно и познавательно. Я хорошо помню картинки из школьных учебников, на которых египтяне изображены в необычайно тонких почти прозрачных одеяниях, сшитых из льняной ткани.

 И тут в моей голове, что-то щелкает и в памяти всплывает лен. Он растет на севере, там, где прохладно и влажно. То есть, даже не заглядывая в википедию, я понимаю - что-то не сходится. Начинаю читать, и выясняется, что ткань можно изготовить только из льна-долгунца. А это культура умеренного климата. Семена прорастают при температуре 3-5° С, оптимум 9-12°  С. А для созревания волокна подходят колебания в пределах 18-20°  С. Конечно, может быть климат в древнем Египте был холодным, хотя египтологи в один голос твердят, что артефакты многие тысячи лет хорошо сохранились только благодаря сухому и жаркому климату. Но как быть с тем, что лен-долгунец растение длинного дня, чего на широте Египта просто не может быть. Неужели египтологи об этом не знали, но не могут же они быть настолько узкими специалистами с полным отсутствием жизненного опыта. Кстати, об опыте я как всякая женщина вполне себе представляю, насколько сложно вывести жирные пятна на одежде. Лично мне помогает бензин со смешным названием "Калоша" в сочетании с турецким хозяйственным мылом. Древние египтянки, носили на голове вот такие головные уборы. 
По одной из гипотез это ароматические конусы. Археологических подтверждений нет, нашли, правда, в одном из бедных кварталов подобное изделие из воска, но это же не то. И вот наши египтологи предположили, что женщины очень любили ароматы и масла, поэтому брали жир ( какой неизвестно) смешивали с ароматическими веществами, заливали в формы и когда жир застывал, цепляли себе на голову. Вернее, на дорогостоящий парик. И вот на пиру, после парочки бокалов чаш вина, от жары конус начинает таять, умащая парик и кожу и расточает неземной аромат. Ну, начнем с того, что я не нашла масло с температурой плавления выше 45° С. Все масла, включая самый тугоплавкий говяжий жир, растают раньше, чем красотка дойдет до пиршественного зала. Затем, одежда из тончайшего, баснословной стоимости льна. Весь жир с головы плавно перетечет на наряд, оставив жирные пятна, мало того, в таком климате он моментально прогоркнет и будет издавать аромат похлеще цветов голубого лотоса. Солкин, кстати, весьма подробно описывает, как ухаживали за нарядами. Попробую описать покороче: брали полотно, закладывали складки, с помощью специальных дощечек и сушили. Получалась такая вот гофрировка. Затем закрепляли складки по бокам и драпировали уже на теле жертвы женщины. Одевали только один раз, и в стирку.
А вот стиркой занимались, по его словам, мужчины. Потому как очень уж опасная профессия. Прачки (мужчины) все стирали в Ниле, а там крокодилы. Иногда им удавалось отбиться от страшного земноводного, а так гибли в страшных мучениях. Есть даже поэтическое произведение о тяжкой доле прачек. Солкин его зачитывает. Я просто поражаюсь полету фантазии! Древние возводили пирамиды, строили ирригационные каналы, в царских дворцах обустраивали пруды, водопроводы и канализацию, но стирать царские портки нужно исключительно в реке, зачастую мутной от знаменитого нильского ила. Дальше лектор говорит о париках, головных украшениях и царских коронах. Я так  и не поняла, каким образом вся эта красота крепилась на голове, вроде бы лентами. Но рисунки и скульптуры об этом умалчивают. Нарисовать можно все. Это как с греческими статуями богинь, одетых в туники с драпировкой. Но так лежать может только мокрая ткань, вряд ли одежду носили сырой, это всего-навсего художественный образ. Еще хотелось бы сказать о древнеегипетском языке, словами из которого Солкин украшает свою лекцию. Мало того, что такого языка просто не существует, было множество диалектов, меняющихся с течением времени, так еще до нас дошли только письменные источники, в которых отсутствовуют гласные буквы. Так что многоуважаемые египтологи просто придумали фонетику, ей и щеголяют. Как часто бывает в подобных лекциях историков и археологов, так это скромные подробности быта, зато многословные "переводы" текстов. Поэм, стихов и восхвалений полным - полно. По стилю похоже на произведения конца XVIII  века, но я тут неспециалист, совсем. Что еще показалось странным, так это отсутствие сохранившихся дворцов. Объясняют так, что строили из кирпича-сырца, вот и развалилось. Есть только современные реконструкции, читай - фантазии на тему как оно могло быть Т.е. храмы и пирамиды строили на века, а жилье, так просто заливали золотом и расписывали красками. Была технология каменного строительства, но ее применяли только для храмов. А фараоны- живые боги жили  как и все смертные в халупах из необожженного кирпича. И это при том, что во дворцах хранились запасы драгоценностей и продуктов на случай стихийных бедствий и неурожая. Хотя те же пирамиды строили недолго по сравнению с тысячелетней историей Египта. Получается, разучились строить или вовсе не умели, а воспользовались тем, что было сделано кем-то другим. И что мы имеем  по официальной истории: имена всех фараонов, их детей внуков, жен, любимых и нелюбимых. Заговоры и интриги царедворцев, войны, рабы. И почти полное отсутствие сведений о том как было устроен быт во дворцах, где по сведениям историков, жило не менее тысячи человек. Как подводилась вода, куда девались нечистоты. В каком-то из роликов была продемонстрирована известняковая плита с прорезями и сказано что это унитаз фараона под ним была яма с песочком. 

Была даже каменная душевая, но тоже только для царских особ. А все остальные бегали в кустики в пустыню. Как осуществлялась доставка продуктов и предметов? Найдены ли ткацкие мастерские? Как изготавливали масла и ароматы? Ювелирка опять же, инструменты для изготовления драгоценностей. Чем отбеливали льняное полотно? Действительно ли предпочитали белый цвет в одежде, ведь он пропускает ультрафиолет, или это только для погребения. Как защищались от палящего солнца, помимо намазывания себя маслом.  Все это якобы знают историки, но лишь по рисункам на стенах гробниц.
 И все эти бытовые мелочи интересуют меня гораздо больше, чем храмовые ритуалы и интриги правящего класса, которыми нам забивают голову еще со школы. И еще побольше про наряды, косметику, прически и украшения. Девочка я или кто. 
Как жаль, что в подобных лекциях, а посмотрела я их уже немало, слишком много поэзии и так мало конкретики. Да и та сомнительного качества. Конечно, я буду искать информацию дальше, любопытство не унять.

4 комментария:

  1. Позвольте мне свои 5 копеек внести в общую копилку:
    Я прожила 12 лет в Израиле, хочу высказаться о климате южного побережья Средиземноморья. Там как бы явно выражены два времени года, зима и лето, а переходные периоды и процессы в них полностью завершаются в две недели. Зимой много дождей, температура от заморозков и в тёплые дни поднимается до +25С. Проходить зиму совсем без куртки практически невозможно, хотя есть и довольно много бодрячков, которые проводят весь день под открытым небом, но никаких курток не носят.
    Традиционно выращивается два урожая на той же самой земле, а в последнее время с автоматизированным поливом и натянутыми темными сетками над плантациями, предотвращающими выгорание растений летом, выращивают и три урожая.
    Уже с древности люди постоянно меняли разные культуры растений, выращиваемые на той же территории.
    В Египте климат очень похож на израильский, так мне кажется, нет никаких несостыковок с одеждой из льна. Его выращивали повсеместно по всему Средиземноморью.
    Музеи Египта, Израиля, Греции имеют массу артефактов, демонстрирующих быт, земледелие, одежду людей в разные периоды времени, собственно возделывание сельскохозяйственных культур было освоено только в последние 10,000. Лён использовался в одежде у всех народов, больших и маленьких, а не только у египтян.
    Известен факт, что египтяне достигли поразительного мастерства в сельском хозяйстве, в возделывании злаков, а их способ помола зёрен в муку был наилучшим не только в Средиземноморье, им восторгались и в Азии, и на Чёрном море, но способ их помола так и остался нераскрытым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините, что поздно отвечаю, не пришло уведомление о комментарии. Подумала, что ошиблась, почитала еще. Но, к сожалению нет, даже сейчас у вас лен не выращивают. Льняную пряжу можно получить только из одного сорта: лен-долгунец(лен обыкновенный, прядильный). Это растение умеренного климата и длинного дня. На сегодняшний день регионы возделывания этой культуры это умеренная зона Европы, Азии и Америки. Пишут еще, что Северная Африка, но никаких данных не нашла. Позже попробую англоязычные ресурсы покопать. Любопытно же. Спасибо за такой подробный комментарий. Для меня это большой стимул для дальнейших поисков.

      Удалить
    2. Комментарии владельцу блога не приходят уж много месяцев :-(
      Я сама от этого страдаю.

      Я не претендую на уровень знаний эксперта. Просто обращаю внимание на разные детали.
      В Израиле я жила в течение 12 лет, сейчас живу уже 21 год в США.
      Вернёмся к Израилю: дело в том, что население его очень бережно восстанавливает все, что связано с историей проживания евреев на этой земле. Там есть музей под открытым небом возле Бен Шемен, где выращиваются и обрабатываются растения способами, упомянутыми в Танахе и других источниках, которым более 2,000 лет тому назад. В Израиле выращивали лён, изготовляли из него одежду, найден также и способ окраски льняной ткани в синий цвет, редкий по тем временам и применявшийся для одежды для священников во Храме. (Не зря белый и синий - цвета израильского флага)
      Нынче посетители, а это не только взрослые, но и экскурсии школьников, принимают участие и в помоле зерен злаков, и в выпечки лепёшек, а также и в окраске ткани из льна. Это живые музеи, и природа, и процессы, в которых принимали участие евреи 2000 лет назад, - экспонаты музея. Может именно поэтому все, что там представлено, запоминается надолго.
      В Северной Америке лён для одежды тоже выращивали. Вот только в августе мы посетили музей под открытым небом Fort 4, New Hampshire. Там представлены и лён, и станки, и способы его окраса, только тут одежда изо льна шла поселенцам на будни, а не священникам в храм, и дело это было всего чуть более 200 лет тому назад. Красили цветками лилий, которые давали устойчивый коричневый цвет.
      Америка - не Израиль, и здесь никому не дают самим ни испечь лепёшек, и ни соткать льняную ткань, а то, не дай бог, посетитель музея себя покалечит и потом засудит музей за то, что те не предприняли превентивные меры по защите посетителя-идиота от самого себя :-)
      Но пощупать выставленный экспонат одежды изо льна можно.
      Так что может в поисковые слова в русском интернете не надо добавлять «долгунец»? :-)
      И ещё может быть и такое: в России ткани изготовляли только из долгунка, потому что пользовались определенным способом ткания, в других же регионах земного шара обрабатывали другие сорта льна совсем по-другому, но ткани все равно умели делать

      Удалить
    3. Спасибо за информацию о Бен Шемен. Очень интересно, буду дальше копаться. Времени бы побольше, а то как всегда: работа мешает отдыху. :))

      Удалить