воскресенье, 12 мая 2019 г.

10 лет назад. Продолжение III.

Исландия туда и обратно.
Вторая ночевка в Исландии прошла несколько сумбурно. И дело тут не в шуме от водопада, а в том что мы замерзли. Проснулись среди ночи от жуткого холода. 25 июля, лето, а мы в термобелье, под одеялом просто окоченели. Ваня долго возился, поминая всех исландских богов и создателей газового обогревателя, но сумел включить отопление в салоне. Тем не менее выспались отлично. Утро было освежающе прохладным и солнечным, туристы только начали подтягиваться к водопаду, а мы уже отправились дальше. Было запланировано посещение "северной столицы" страны, городка А́кюрейри (Akureyri). Предполагалось закупиться продуктами, сувенирами и прочими туристическими радостями.

Порадоваться прелестям цивилизации, чтобы потом с новыми силами осматривать природные чудеса, испытывать на прочность машину и наши нервы, трясясь по бесконечной "гребенке".
Радоваться начали сразу же, первая заправка в Исландии прошла успешно, заодно помыли машину. Мойка и слив продуктов жизнедеятельности, все бесплатно. Заодно повеселились, наблюдая за местным товарищем, который заливал воду в бак из толстого шланга (переходника почему-то не было). Ругался он знатно.

Местная сеть магазинов. У нас тогда супермаркетов еще не было. Молочка, хлеб, мясо с одноразовым грилем,  взяли на пробу баранину. Вот и вся добыча, большая часть продуктов была куплена еще дома. Мы и сейчас так поступаем, такая тактика позволяет сэкономить не только деньги, но время. Не говоря уже о любимых производителях продуктов к которым мы уже давно привыкли.
 Сам городок совершенно очарователен, расположен на берегу красивейшего фьорда, окруженного горами.
 Чистый, ухоженный, я бы хотела в таком жить.

Количество сувенирных лавок, уличных кафе, вполне удовлетворило наш непритязательный вкус.
Было что посмотреть и купить.

Полюбоваться на культовую технику, гордо выставленную напоказ.
Но время близилось к обеду, слюнки текли в ожидании баранины, приготовленной на гриле. В Исландии вдоль дорог расположены уютные парковки, оборудованные всем необходимым для туристов начиная со столов и лавок и заканчивая мусорными баками. Вспоминаю ту поездку, а перед глазами свежая - Крым. Крымский мост и подъезды к нему. Автобан, блин! Нет даже кармана, в котором можно приткнуться ненадолго, чтобы размять ноги и избавиться от выпитого в дороге кофе. Ну, да ладно, в России живем.
 Это был наш первый опыт, приготовления мяса на одноразовом гриле, а потому не очень удачный. Мы не знали, что он будет так долго разгораться. И получилось, что баранинка томилась на еле теплых углях,  а после, гриль пришлось гасить героическими усилиями, чтобы не устроить пожар в мусорном баке. На вкус это не повлияло, мяско было великолепное.
Что поражало меня в Скандинавии, как оказалось, и в Исландии тоже, так  это архитектура современных храмов. В Тромсе, построен Арктический собор, который помимо оригинальной архитектуры, имеет еще и громадный витраж, изображающий Христа, сильно смахивающего на космонавта. Здесь же, совершенно таинственная конструкция, вызвавшая у меня ассоциации с каким-то научным центром.

В купе с пасмурным небом, сооружение выглядело довольно мрачным.

Жаль, что было закрыто, наверняка внутри еще интереснее, чем снаружи.
 К сожалению, в России,  строго придерживаются канонов: храм, непременно с золотыми куполами и колокольня. Все выкрашено в светлые цвета. И никаких других вариантов.

А это еще одна исландская достопримечательность, на этот раз живая.

Эти чудесные лошадки, выведены здесь и исландцы очень трепетно относятся к чистоте породы. С 982 года в страну нельзя ввозить лошадей. Даже если их вывези на соревнования, то они не смогут вернуться назад.

Совершенно очаровательные создания, высотой до полутора метров в холке. С густой челкой, из под которой поблескивают хитрющие глаза. Еще дома, в интернете вычитали, что они очень любят морковь. И мы с азартом пытались накормить лошадок, купленными задорого, чищенными и мытыми корнеплодами.
 Лошадки плевались, они не знали, что любят морковь.

А вот хлеб пошел на ура. Забывшись, мы скормили им почти все что у нас было хлебного.

Как только они сообразили, что у нас больше ничего нет, тут же развернулись к нам попами хвостами.
Лошадки попались нам совершенно случайно по дороге к Borgavirki. Даже спустя 10 лет об этом месте практически нет информации в сети. Собственно, это скальный массив из базальта.

Дорога к нему как водится, грунтовая, а грунт состоит из мелких камешков. Трясло прилично, особенно на "гребенке" из которой и состояла большая часть пути. Оживление вносили непривычные глазу дорожные знаки. В этом месте дорога резко поднимается на холм и тут же спускается вниз. Во время подъема совершенно невидно едет ли кто-то навстречу или нет.

На вершине невысокого холма, скалы похожие на корону, образующие почти ровный цирк из базальтовых колонн.

Вполне возможно, что это природное образование в древности использовалось как крепость или убежище. Добрались мы туда к вечеру, да и погода была сумрачная, потому, наверное, все выглядело таинственно и загадочно. Кое-где на камнях стояли свечи. В голову закралась бредовая мысль: провести в этом месте ночь. Но очень уж мы были рафинированные и изнеженные в те времена. Сейчас бы даже не раздумывали: нашли более-менее ровное местечко, поставили палатку и насладились впечатлениями, которые может дать ночевка в таком месте.

А эти косматые и симпатичные жители острова встречались нам очень часто. Исландские овцы как же знамениты, как и лошади. Это такая же чистая порода, обладающая замечательной шерстью из которой, вяжут традиционные исландские свитера (лопапейса). Пряжа обладает водоотталкивающими свойствами, разумеется, экологически чистая, но она безумно колючая. Я привезла немного в качестве сувенира, но так и не смогла решиться связать что-либо из нее. Во-первых она не крученая, т. е. нужно что-либо добавить для прочности, а во-вторых очень уж колючая.
 Как в старину носили нижнее белье из этой шерсти, просто не представляю. Современные исландцы называют ее "колючка", и предпочитают носить одежду из других материалов. Зато туристы радостно скупают вязаные свитера, несмотря на очень высокую цену.
Часам к десяти ночи мы, наконец, добрались до скалы
Хвитсеркюр, что расположена на полуострове Ватнснес.  Она напоминает то ли слона, то ли носорога.
Во время отлива к ней можно подойти не замочив ног. Что мы и сделали, гуляли по черному песку, собирая ракушки, пока не замерзли.
 Вода постепенно разрушает основание скалы, но упорные исландцы бережно укрепляют ее цементом.

А еще на ней гнездятся чайки, раскрашивая черный камень белыми пятнами. Из-за чего, собственно, скалу и назвали:  Hvítserkur — «белая рубашка».

А это уже утро, наша машинка на парковке в нескольких десятках метров от скалы. Мы с Ваней еще раз посмотрели на "Северного слона" , помочили ножки в ледяной воде Хуна-фьерда, побродили по черному вулканическому песку. Позавтракали и отправились дальше, так и не сумев разбудить дочку. Умаялась бедолажка.
 Проехав минут тридцать, я увидела интересные скалы на берегу фьорда.
Остановили машину, пошли гулять, и к своему удивлению, увидели на камнях морских котиков, греющихся на ласковом утреннем солнышке.
 Моему восторгу не было предела. Нет ну надо же совсем рядом! Конечно же мы их спугнули, и котики, неуклюже переваливаясь отправились в воду. Но далеко уплывать не стали, а терпеливо ждали,  когда мы уберемся с их пляжа, высовывая из воды симпатичные мордашки.
Вообще, на полуострове Ватнснес, "базируется" одна из крупнейших колоний тюленей. О чем нас заранее предупредил вот такой дорожный знак. Обожаю необычные указатели!
К этому моменту нам с большим трудом удалось разбудить дочку. Она явно не выспалась, бурчала и все никак не могла поверить  что вон те "запятые"( как она высказалась), виднеющиеся на камнях и есть самые настоящие морские котики.

Все сомнения рассеялись, когда нам удалось подойти поближе и рассмотреть и мордочки, и ласты. Мы долго наблюдали как они переворачиваются с боку на бок, хлопают ластами, гоняются друг за другом в воде. Милейшие создания!
 Еще одна интересная скала, своими острыми зубцами напоминающая плавник чудо-юдо рыбы. Это последнее яркое воспоминание о полуострове Ватнснес.

Дальше на много километров, длинная скучная дорога, только пыль и камни.