четверг, 16 мая 2019 г.

Май 2019. Крым.

Моя вечная занятость и лень приводят к тому, что  многие записи в блоге идут не в хронологическом порядке, а как получается. Вот сегодня захотелось написать, по свежим следам, о коротенькой поездке в Крым. В этом году государство от щедрот своих отсыпало  5 дней выходных на первомайские праздники и мы, прихватив детей поехали к морю.

Выехали 30 апреля в ночь. А уже рано утром 1 мая припарковались на Генеральских пляжах в бухте "Коровьей".
 Название, конечно, потешное, но коровами там и не пахнет, а сама бухта очень красива. Да и устроились мы вполне комфортно.
 Вид сверху на наш отель на самой престижной "первой линии". Немного вздремнув после бессонной ночи, я принялась за изготовление главного морского блюда- чебуреков.
Процесс прошел удачно, несмотря на некоторые забытые дома приспособления, типа большого листа фанеры для раскатывания теста. Съели мы их, правда, быстрее чем пожарили.
Вечером устроили посиделки с шашлыком. Сплошные гастрономические радости!
Весна в этом году холодная, отдыхающих в бухтах немного. В основном люди катались на всяческих машинках, любуясь на море и причудливые скалы.

На следующий день отправились дальше, предварительно заехав к "домику Скифа". Очень уж хотелось показать сыну и невестке декорации к фильму и скалу Динозавр.

Скала на них не произвела впечатления. Сын вообще заявил, что он, дескать хорошо помнит прочитанную в раннем детстве книжку о динозаврах и там такого существа не было.
Конечно, если бы вода была хоть немного теплее, мы остались на пляже подольше. Но что было, то было, да и погода с утра изволила хмуриться. Поехали дальше в пещеры, под землей все равно солнца нет. Добрались уже ближе к вечеру, Детей отправили смотреть Мраморную пещеру, а сами на разведку: что еще можно посмотреть на Чатыр-Даг. Оказалось много всего, еще две оборудованные пещеры и скальный массив высотой чуть более 1000 метров. Кое-где еще лежал снег.
 Мраморная пещера нашим не очень понравилась, может еще и потому что в этот день там, в Обвальном зале проходил концерт камерной музыки. И  самый громадный зал им не удалось увидеть. Ну, честно говоря, я после ее посещения сделала вывод, что под землю я больше не ходок, три пещеры видела и хватит, они все похожи. Но, оказывается, сильно ошиблась, просто мы выбрали не ту. Нужно было смотреть Эмине-Баир-Хосар - Мамонтовую пещеру. Куда на следующее утро нас затащил Ваня, пораженный моим рассказом о древних скелетах и подземном озере. Это самая красивая пещера из всех виденных мной. Начать с того, что она имеет естественный вход, через шестнадцати метровый колодец, в который можно заглянуть с поверхности, и из самой пещеры.

Этот колодец и есть причина, обнаруженных там костей. Животные просто проваливались внутрь. Ученые до сих пор там потихоньку копаются, в поисках древностей. А то что уже нашли очень живописно выложили, к большой радости посетителей. На первом фото мамонтенок. Его собрали почти полностью, только голову не нашли, наверное, кто-то съел.

А дальше начались чудеса. Великое множество сталактитов и сталагмитов, совершенно причудливых форм.
 Узенькие дорожки, мостики, прорубленные спелеологами туннели.

Я не помню всего, что рассказывал экскурсовод, но вот это место называется зал Идолов. Сталагмиты растут в глубокой расщелине и ты смотришь на них сверху. Поразительное зрелище!

На этой фотографии виден мостик, с которого мы ими любовались.
 А это чудо, напоминающее то ли лианы, то ли щупальца, свисающие со свода пещеры.
Подземное озеро мы не стали снимать. Дело в том что вода в нем, действительно, очень прозрачная и дно видно, несмотря на шестиметровую глубину, но поверхность подернута кальциевой пленкой, и на фото кажется грязноватой. А это небольшое углубление заполненной водой, здесь пленки почти нет.
Судя по рассказам экскурсоводов, у каждой пещеры есть Хозяин, есть он и здесь. Совершенно невообразимый белый сталагмит высотой около пяти метров.Это его макушка, с маленьким углублением, в которое капает вода, а основание теряется где- то во мраке.

Забавно, что самое сильное впечатление на Олега и Олю произвели живые обитатели пещеры- летучие мышки. Они спокойненько висели вниз головой и сладко спали.
Особенно вот эта. Сон сморил мышонка внизу, и дорвавшиеся до фотомодели папарацци засняли его со всех сторон. Малышка, крепко спала уютно завернувшись в крылья.

Такая вот замечательная пещера. Пожалуй, это самое яркое впечатление за всю поездку. Да собственно больших чудес мы и не ждали. Просто прокатились по тем местам, которые понравились нам в прошлую поездку. Ну и конечно, заглянули в долину Приведений, которую не успели посмотреть.
 Собственно все та же гора Демерджи-яйла, вернее ее подножье, усеянное каменными фаллосами столбами.
 Гордо устремляющиеся к небу как символ "несгибаемости" Крыма. Можно и по-другому: крымчане забили на все! Стригут капусту со всего что только можно придумать (в сезон проход к скалам платный). Ну их можно понять, мало ли еще в какой стране могут очутиться.

Тропа ведущая к вершине Демерджи-яйла, петляющая среди каменных столбов, довольно крута и неудобна для привыкших гулять по асфальту детей. Они и не стали, к вершине добрался только Ваня, а я традиционно филонила, читая очередное фэнтази, с комфортом устроившись в машине. А фотографии он принес замечательные. Особенно мне понравилась вот эта.

На ночевку остановились неподалеку от крепости "Фуна", вернее оттого, что от нее осталось. А осталось не очень много. За посмотреть тоже нужно платить. Хотя что я собственно злобствую, возможно эти деньги идут на уборку и мусорные ящики. Нельзя не отметить, везде очень чисто, мусора нет вообще. Ни тебе летающих пакетов, ни свалок под кустами.
Место красивое, палатка стояла под цветущей яблоней. Вечер был тихий и холодный. Хотя и немного теплее, чем предыдущий. Мы с собой брали дрова, вот и грелись возле костра, попивая чаек и не только.
Неподалеку от  Алушты есть очень красивый храм-маяк Святого Николая Чудотворца. В прошлую поездку мы в темноте просвистели мимо.
Церковь построена в 2006 году. Ее архитектура выгодно отличается от уже набивших оскомину пятиглавых храмов, облитых золотом. Особенно впечатляют двадцатиметровые мозаики на внешних стенах. А судя по описанию, сооружение это высокотехнологичное: под крестом расположен современный маяк, а колокола с электронным управлением, позволяющим воспроизводить несколько мелодий. Прямо чудеса во славу господа.
Здесь же находится и музей морских катастроф.
За храмом отличная смотровая площадка, украшенная якорями и кактусами.
Церковь осмотрели только снаружи, спешили в Генуэзскую крепость. Я со своим неуемным желанием полазить по историческим развалинам, всем плешь проела.
Крепость имеет весьма внушительные размеры около 30 га, расположена на Дженевез-Кая (Генуэзская скала), высотой 157 м. Возраст внушительный конец VII века. Собственно Генуэзской крепость стала примерно с 1349 года и ненадолго. Уже в 1475 году была завоевана турками. Не могу не прикрепить чужую, но очень симпатичную картинку.
Все выглядело так заманчиво. И свеженькая 2017 года реставрация (камень брали в той же каменоломне, что и в древности) и красочное описание.
Но к моему большому огорчению, создалось впечатление, что работы выполнены Джамшутом и Равшаном, по собственному их усмотрению и присущим им дизайном. Особенно это заметно в так называемом Консульском замке. Это башня относится к внутренней линии обороны и имеет собственный дворик. Мы даже снимать внутри не стали. Там уложен паркет, а лестницы и перила в стиле "дворцов" начала 90-х. Монументальные, покрытые лаком чудища. Очень современно отделана одна стена: каждый камень заботливо обведен штукатуркой.
Может быть я пристрастна, ведь реставрационные работы в крепости проводились несколько раз, начиная еще с 1890 года. И как должна была выглядеть крепость и ее интерьеры никто не знает. Опять же непонятно какой период истории пытались воспроизвести реставраторы.
На мой взгляд, крепость выглядит новоделом и теряет большую часть своей привлекательности. Чтобы пояснить, что я имею в виду приведу пример с деревянной церковью в поселке Лядины. Я писала об этом здесь. При реставрации ее просто покрасили, да в старину дерево красили для лучшей сохранности. Но свежеокрашенная она утратила налет времени и стала похожа на дешевку, покрытую сайдингом. Почему-то вспомнился Псковский Кремль, практически полностью разрушенный немцами во время войны и восстановленный в 70-х годах прошлого века, он выглядит настоящим и древним. Хотя становится страшно, сейчас в Пскове, снова идут реставрационные работы, вдруг и там сделают так же, как в Судаке.
На территории есть скромный музейчик, расположенный в так называемом храме с аркадой. История его древняя и запутанная. Эти стены слышали молитвы многих религий.

Единственное, что прекрасно в Генуэзской крепости, так это место, где она расположена.

Здесь я не сплоховала и залезла почти на самую вершину, чтобы полюбоваться на море, камни и сосны.
Путешествие наше почти закончилось, осталась последняя ночь и провести ее мы решили на Черном море.
 Велосипед изобретать не стали и как в прошлый раз, остановились на границе Опукского заповедника. В отличие от осенней поездки, такое буйство цвета!
 Теперь я знаю, что означает выражение: упала роса. Вечером, как только стемнело, все вокруг за считанные минуты покрылось влагой. А утром был вот такой замечательный туман.
  К счастью, он быстро рассеялся и ласковое солнышко милостиво позволило просушить палатки и спальники.
Цветущая степь- незабываемое зрелище.
А это лен.
 Кояшское озеро.
 Розовая вода, синее небо и зеленая трава. Кто скажет что эти цвета не сочетаются между собой?
Такая вот славная поездка получилась.

1. Вот это вот да...
    Таня,
    ну хоть помимо летучих мышек, ребятам понравилось что-то?
    Просто, ну такая красота, такие игры природы, такое небо и вообще, ТАКАЯ вылазка!
    Я уж молчу о палаточном ррромантизме)

1. Да, все понравилось, они даже смирились с тем, что для того чтобы попасть в такие места, нужно потерпеть бездорожье и тряску.