среда, 1 ноября 2023 г.

Алания.

Поездка 28.10.2023

Пишу по горячим следам, что редкость для последних лет. В прошлые выходные побывали в нежно нами любимой Северной Осетии.

Это уже четвертый визит, и снова отличный. Или нам везет, или места уникальные, ни одна поездка не разочаровала. Всегда везло и с погодой, и с людьми, и даже с осетинскими пирогами. На этот раз дочка решила прогуляться с нами. Собственно, если бы не она, мы возможно, так никуда и не поехали. Нашей машине в декабре этого года будет десять лет и несмотря на тщательный уход, стали случаться поломки. На этот раз посыпался какой-то нужный подшипник, пришлось заказывать, ждать, пока привезут. Еще проржавел пыльник тормозного диска, тоже менять надо.  А так, конечно, много чего планировали. Очень уж хотелось на золотую осень в горах полюбоваться, да и маслят пособирать. Но получилось как получилось. Желтых листиков нам почти не досталось, а вот свежий снежок был. А вообще, осень в этом году выдалась на удивление жаркая. Именно так, не теплая и сухая, а по-летнему жаркая. Где-то в Кабардино-Балкарии остановились передохнуть.
Термометр показывал 29 °C. Солнце пекло нещадно, потому гуляли недолго, в машине с кондиционером, всяко лучше. С маршрутом на этот раз особо не заморачивались, но как водится, немного поспорили. Ваня хотел посмотреть Зругский храм, пожалуй, единственное место в Осетии, которое мы не посетили. Собирались туда добраться еще в 2020 году (пока не началась реставрация), но в окрестностях селения Бурон в том году сошел сель и мы отступили. Я же как человек, верящий в приметы, некоторые из которых придумала сама, считаю, что если с первого раза куда-либо не попал, причем по уважительной причине, ну там погодные условия, оползни и прочее, ехать в эти места не стоит. Гамсутль тому подтверждение. Три раза пытались туда попасть, и каждая попытка заканчивалась какой-либо неприятностью. Тем не менее муж настоял на своем. Ну да ладно! Осетинские пейзажи, как всегда великолепны. Зарамагское водохранилище, входит в гидроэнергетический комплекс на реке Ардон.
Технические подробности на этот раз нас не интересовали, а вот на бирюзовую воду в обрамлении скал полюбовались с большим удовольствием.

Перед поворотом к храму, в селении Нар нас встретила вот такая картина. Все же осетины — большие молодцы в плане украшения природных пейзажей. Новые памятники очень органично вписываются в ландшафт.

Селение Нар. Здесь заканчивается асфальт, и мы отправляемся в пампасы.
Дорогу не снимали, обычная горная дорожка, проходимая практически для всех машин. Хотя осматривали ее очень внимательно, надеясь найти удобное местечко для ночевки. К сожалению, подходящих парковок там практически нет, а те немногие, что попадались, были заняты. Народ радостно жарил шашлыки и запивал природным нарзаном (есть там источник).
Так что без остановок доехали до так называемого храма Успения Пресвятой Богородицы. В принципе я и ожидала увидеть нечто подобное, поскольку ранее уже читала, что началась реставрация или строительство, нет все же, правильнее сказать, ремонт. Поскольку к единственной сохранившейся стене пристраивают все остальное, что полагается приличному храму.
По легендам официальной истории он то ли основан, то ли построен в начале XI века, как и почти все кавказские церкви. Сохранившиеся фрески датируют XII. Информации по данному сооружению практически нет, да собственно и искать ее не особо хочется. Я для себя уже сделала определенные выводы. Все сооружения подобного типа стоят на торговых путях, зачастую вдалеке от крупных населенных пунктов, т. е. местная паства им была не особо нужна. В данном случае храм возведен на подступах к Кударскому перевалу, а через него в Южную Осетию и дальше уже по ровному в Закавказье. По моим соображениям, такие крепкие и надежные здания, построенные из привозных материалов, явно не местными умельцами, скорее всего, выполняли роль таможни для сбора пошлин, складов для хранения товара и его охраны. А уж внешний вид и фрески, это как в известном анекдоте: "Кто девушку ужинает, тот ее и танцует". По современным данным это была епархия Грузинской Православной церкви, выходит она и держала под собой перевалы. Далее в непроходимые дебри истории, углубляться не буду. Вернусь к насущному. Несмотря на то что солнышко еще не село, в долине было довольно холодно и гулял морозный ветерок. Мы нацепили куртки и сделали робкую попытку подобраться поближе, возможно попроситься погулять внутри.
Но как сказал Ваня, посмотрев на эту фотографию: " Вместо тысячи слов". Рассмотрев стройку, мы с Катей отказались туда идти. Решение сматываться из этого неуютного места было принято единогласно.
Ночевать решили на моей любимой полянке, над селением Верхний Унал. Нашли сразу, несмотря на то, что при замене телефона и установки более старой версии Навитела, были потеряны многие путевые точки, в то числе и эта. Добрались сюда уже после захода солнца. Вечер был удивительно теплым. А полная луна висела над головой и освещала  окрестности не хуже закатного солнышка.  Кстати, в этот вечер было частичное лунное затмение, и мы с большим удовольствием на него полюбовались. Хотя честно говоря, зрелище не очень впечатляющее. Просто краешек лунного диска ненадолго потемнел и все.
Мы устроили долгие посиделки у костра, с шашлыком и новым для нас напитком: Бехеровка с горячим яблочным соком.
Отлично выспались, погуляли, давая дочке возможность утром поваляться подольше.
Не спеша позавтракали и собрали лагерь, а потом, внезапно, решили проехаться к Мидаграбинским водопадам. Вдруг они еще не замерзли и можно будет полюбоваться на красиво падающую с высоты воду.
Дорога к селению Харизджин,  поражает своей красотой, несмотря на то, что ездили мы там неоднократно.

А дальше по долине реки Фиагдон, любуясь на современные арт-объекты, стилизованные под старину.

Повернули в сторону городка мертвых в селении Даргвас. За  годы прошедшие с нашей последней поездки осетины обустроили для туристов несколько смотровых точек. Вот такие фоточки мы там сделали.
Это буква ӕ осетинского алфавита. Из интересного: письменность на основе кириллицы окончательно сформировалась в Осетии только к 1954 году. До этого в ходу были разные варианты, и латиница, и грузинское письмо в сочетании со все той же кириллицей.
Перед мостом в селении Джимара мы повернули налево к водопадам.  Уже знакомой дорогой добрались до парковки, где останавливается большая часть автомобилей, и не раздумывая ринулись дальше. Зачем проверять, ведь мы уже там проезжали. Но в этот раз, в русло ручья, по которому нужно ехать, скатились большие камни и слева, и справа, практически друг напротив друга. Как мы там протиснулись, я не знаю. Крались буквально по миллиметрам. Дальше ехали без проблем, но очень осторожно, камни там, все же крупные.
Я осталась в машине, а муж с дочкой весело поскакали по тропинке.
Все же интересно меняется жизнь. Когда мы только начинали путешествовать, важным, казалось, иметь красивую туристическую одежду и этого было достаточно. Сейчас же люди специально берут вещи, которые будут выигрышно смотреться на фотографиях. И не ленятся таскать их с собой и переодеваться в местах фотосессий. Мы уже наблюдали в Дагестане девчонок  в нарядных  платьях, бесстрашно карабкающихся на боевые башни и скальные уступы. Наша Катя тоже не отстала от модной тенденции, до бальных нарядов дело не дошло, но веселенькое пончо она с собой прихватила. И надо сказать, мне понравилось. Яркие краски чрезвычайно украшают сумрачные скалы.

Ваня в солнечной маечке, тоже неплохо получился. Надо бы и мне озаботится чем-нибудь ярким. Раньше меня выручала оранжевая ветровка, а сейчас удалось купить только черную. Буду думать.
Вода хотя и не замерзла, но сугроб в месте падения образовался приличный. Странно, что не лед, а именно снег. Прогулка не была слишком долгой, не успела я поиграться с биноклем, рассматривая скалы и гроты, как мои путешественники вернулись. Ну и правильно, время обеденное, а голод не способствует долгим прогулкам. Двинулись назад и опять столкнулись с проблемой проезда между камнями. На этот раз пришлось затратить побольше времени, чтобы протиснуться между ними. Но Ваня под чутким Катиным руководством справился. Хотя и были на этот раз добровольные помощники, из проходивших мимо туристов. Они начали давать множество советов, громко крича и размахивая руками, явно не веря, что девушка сможет руководить выездом из каменной ловушки. Мдя..., подумалось мне, у нее опыта и сноровки поболее вашего будет.
  На выезде из Мидаграбинского ущелья остановились на обед и уже окончательно повернули к дому, тем не менее, выбрав не самую быструю, но очень красивую дорогу. Полюбовались на Город мертвых в селении Даргавс.
И повернули в сторону Куратинского ущелья.

Несколько лет назад мы проезжали по тамошнему серпантину, он произвел неизгладимое впечатление. Не подкачал и на этот раз.
Появилось несколько новых граффити.
Да немного ухудшилось качество дороги, а так все по-прежнему великолепно.

Выехали из ущелья в селении Кобан и дальше уже по трассе покатились до самого дома. Добрались часам к десяти вечера. Всю поездку я переживала за кота, но он не встретил нас возмущенно воя во все кошачье горло, а медленно выполз из темноты, покачиваясь с спросонья.