пятница, 17 ноября 2023 г.

По волнам моей памяти. Часть I

         Все чаще мне кажется, что ИИ нас слышит. В начале ноября я чистила свой компьютер и среди документов обнаружила два написанных отчета по стародавним поездкам. Перечитала, поностальгировала по тем временам и сказала мужу, что пожалуй, я их выложу в блог. Он посмеялся и ответил, что не стоит. А сегодня обнаружила, что редакция Живого журнала открывает рубрику, посвященную воспоминаниям. Вот так все и сложилось, вселенная хочет, как я могу ей возражать.

       Итак, начну. Путешествие в Норвегию состоялось в 2006 году. Семнадцать лет назад, мы с шестилетней дочкой, на тогдашней нашей Тойоте Королле отправились покорять Скандинавию. Это была последняя поездка, когда мы имели дело с туристическими фирмами. Конечно, они все забронировали, приобрели билеты на паромы, сделали визы. Большая работа, но мы и заплатили им за труды тяжкие, хорошие деньги.  А их раздолбайство стоило нам большой крови и нервов. Еще на пару моментов хочу обратить внимание. На всех фотографиях стоят даты, некоторые подписаны. Сейчас выглядит анахронизмом. Делалось это потому, что все фото печатались и нам было важно знать, когда и где сделаны фото. Полное отсутствие навигации, ехали строго по бумажным атласам и туристическим картам. И ноутбук, и навигатор, все это будет позже.
       Дальше только дневниковые записи, я решила, что ничего в них менять не буду. Может, добавлю кое-где пояснения. Только вот, в качестве эпиграфа хочется добавить: "Когда зарплаты были большими..."
19.07.2006
7-48 На спидометре 27354. После почти 3 месяцев мытарств и переговоров с туристическими фирмами, составлением справок для посольства и разработок маршрута с обязательным бронированием стационарного жилья, наконец поехали. Тем не менее, едем без документов и даже не уверены, даст ли нам Норвегия «добро» на въезд, в страну.
20-00 Первая ночевка пос. Рогачевка. Вполне приличный, мотельчик, останавливались там, в прошлом году(Ездили с друзьями в Финляндию). Катюша немного подвывала, скучно ехать, уговаривала играть в карты. Хорошо пошла «Собака Баскервилей», не зря купили плеер. Но, как всегда, вылезли недостатки: долго грузится аудиокнига, затем нужно распаковать, а у Кати не получается, если остановились и выключили питание, он вырубается и затем начинает снова долго грузиться и читает сначала (нужно запомнить номер папки, чтобы не слушать одно и то же без конца). Вышли из положения - я держала его на коленях.
20.07.2006
6-00 Легкий завтрак в номере и едем на Воронеж. К обеду были в Москве. Как всегда, остановились в любимом «курятнике» в Выхино (там была ведомственная гостиница, еще советских времен). Въезд на МКАД и съезд с него прошли удачно. Переговоры с турфирмой снова закончились ничем. Одно знаем точно, наши документы из посольства еще не выносили. Главное - решить, как поступить завтра, ехать ли в посольство, с утра и ловить там курьера из «Лабиринта», или позвонить в фирму в 10-00 и забирать визы в офисе. В результате едем искать, где находится посольство Норвегии, причем в турфирме не знают адреса, единственное, что нам сказали: «где-то на Новом Арбате». В общем, нам повезло, попросили показать дорогу строителей . Один из них, пожилой мужчина, видимо, их начальник, плохо говоривший по-русски нарисовал подробную схему и сказал адрес, правда не записал, как оказалось, он грек и писать по-русски не умеет, но неплохо знает Москву в отличие, от работников туристической фирмы «Лабиринт». (Прогулки по столице не было, но в "Детский мир" мы заскочили, показали дочке магазин, 
да купили в поездку куклу. Жуткий монстр, с соской, бутылочкой, памперсом и прочими причиндалами, зато интерактивный, так это тогда называлось).
21.07.2006
Утром еще полная неизвестность, едем или не едем. Звоним в турфирму в 10-00, и позже еще раз звоним,  и наконец, по причине «страшной» оперативности работников «Лабиринта»,
выезжаем из гостиницы в 14-30. А ведь они прекрасно знали, какой напряженный график поездки у нас запланирован. Если мы не успеваем к 8 утра 23 июля на паром в Ваассу, то вся поездка летит к черту. От Москвы до Ваассы почти 1500 км. Учитывая пробки на МКАДе (4 аварии, до Зеленограда ехали 2 часа), дрянную, с вечным ремонтом, дорогу в районе Твери, очереди на таможне и ограничения скорости в Финляндии, нервничаем очень сильно.
       Пытаемся нагнать время, едим на ходу, молоко с печеньем. На перекуры не останавливаемся. В час ночи робко въезжаем в Питер. Но, получилось довольно удачно, проскочили город минут за сорок, практически не блуждая. (То, что в Питере разводят мосты, нам даже не приходило в голову). В знакомой гостинице нас поселять не захотели, наверное, им было лень, ночь все-таки. Выехали за СПб, спать хочется, Ваня сильно устал, а ночевать негде. Остановились у поста ГАИ. Спрашиваю, очень вежливо, где можно переночевать поблизости? В ответ люди в форме нахамили, наверное, я помешала собирать дань с водителей. Хорошо, что один из тех, кого штрафовали, подсказал, что есть мотель в поселке Огоньки. Немного поблуждали: ночь, темно, указателей негусто. В три часа ночи остановились на ночлег в отличном, новеньком мотеле, даже машинку охраняли (50 руб.).
22.07.2006
9-46 Едем к границе. Настрой боевой, усталости пока нет, хотя спали всего 5 часов.
11-00 стали в очередь на таможню. Машин 50 впереди. Слушаем «Всадника без головы». 
14-00 прошли Финскую таможню. По России 2299 км.
        Любимая Финляндия! Не доезжая до Лаппееранты, чудесное кафе, с большой вывеской: «говорим по-русски». Обедаем, даже суп едим. Как потом оказалось первый и последний супчик за границей. Хозяин заведения русский, и предпочитает брать в сотрудники соотечественников, например, из Выборга, неделю работаешь, неделю дома.
         Финляндия - очень красивая страна, высоченные сосны, березы и голубые-голубые озера, тихие и ласковые. В эту поездку мы посмотрели южную часть страны, надо сказать, она менее живописна по сравнению с озерным краем в районе Савонлинны. Подкупает ухоженность: аккуратные поля, аккуратные домики. Жилье все свежевыкрашенное, лужайки подстрижены, везде цветы. Ими украшены веранды, окна, газоны. Очень яркие краски – сочная зелень, малиновые, желтые, красные цветы.
Перевели часы на Финское время: на час назад.
К 9 вечера въезжаем в Ваасу. Там первая ночевка. Волнуюсь сильно: как найти отель в чужом городе, без языка. Оказалось, опять повезло. Зашла в «Kioski», что-то типа наших «мини-супер-маркетов», сказала одну фразу и показала ваучер отеля. Совершенно случайно мы въехали в город по дороге, которая ведет прямо к нему, не доехали метров 300. Отель системы «Sokos», знакомый по поездке в Лапландию. На ресепшене дядька важный, в красном жилете и с усами как у Чапаева. Пытаемся объясниться. С трудом, понимая друг друга. В заключение диалога дядька говорит по-русски «харашо», смеёмся. 
Еще один стресс - парковка. Она подземная, оплатили в отеле, нам дали карточку, которую нужно куда-то вставлять. Подъезжаем к парковке, громадные двери открываются, вставили карточку в паркомат, он пожужжал, выплюнул обратно уже с какими-то цифрами. Машину поставили, ура! Сами еле вышли. А ведь все так просто, когда знаешь, как и чем нужно пользоваться. Ужин в номере, еще раз порадовались собственной предусмотрительности, маленькая газовая плитка, просто жизненная необходимость. Мы устали, перенервничали с таможнями, заправками, парковками, отелями, если идти еще куда-нибудь ужинать – кошмар! Проехали по Финляндии 553 км.
23.07.2006
5-00 подъём. Паром отправляется в 8 утра, на причале нужно быть за час до отплытия, боимся опоздать. Вчера в отеле взяли карту Ваасы и «дядька» показал, где находится порт. В начале седьмого мы на причале. 
Кругом ни одной живой души. Ближе к семи начинают подтягиваться машины, кемперы и служащие. Погрузка на паром никаких проблем не составила, очень интересно было подниматься на лифте вместе с машиной. Сначала завтрак, затем осмотр парома и быстрей на открытую палубу смотреть отплытие.
 Столько всего любопытного. На самом пароме кафе, ресторан, несколько залов с креслами, в которых можно уютно устроиться. Мы выбрали тот, где показывали мультики. Катя играла в догонялки и щекоталки со шведско-финскими детьми. Веселье било ключом. Надо сказать, что их игры, довольно шумные, никого не раздражали, люди смотрели на детей и улыбались, ни окрика, ни замечания. Мы на открытой палубе встретились с семьей из Казани. Муж с женой и сын лет 22. Тоже едут на машине на Лафотенские острова. Порадовались за наших, а то ведь думали мы одни такие дураки - своим ходом, черт знает куда. Паром прибыл в Швецию в 11-15, но уже по шведскому времени. 
Перевели часы еще на час назад. Курс на Mo I Rana. Дорога довольно пустынна, но очень живописна. 


Время от времени останавливаемся на «отдыхалочках». Почти все они благоустроены: деревянные столики, скамейки. На одной из них мы и пообедали. Впечатлили шведские комары. Они накинулись на нас, практически сразу, как мы остановились. «Москитол» их отпугнул, но не сильно. Все равно покусали. Приблизительно за двести километров до границы, увидели снег на вершинах гор. Они невысокие, с нашим Домбаем не сравнить.
 Очень много озер. Красиво.
Чем дальше на восток, тем суровее пейзажи. Сосны исчезли, остались кое-где низкие искорёженные берёзы. Со Шведско-Норвежской границей вышел конфуз. Судя по атласу, граница должна быть вот-вот. Видим группу домиков с флагами, делаем запись в бортовом журнале о ее пересечении. Однако минут через пятнадцать, попался одинокий дорожный знак с надписью «Norge», и всё. 
Проехали по Швеции 455км.
Mo I Rana - небольшой городок в 40 км от границы. 


Симпатичное местечко, наверное, хорошо пожить здесь на пенсии. Расположен на берегу фьорда, который называется Nordrana.
Если я правильно помню, скульптура называется "Ждущая"
Чудесный отель системы Rica.
Небольшой, уютный. Более старая его часть превращена в музей. Старинная мебель, на стенах головы оленей, лосей, охотничьи ружья.

24.07.2006.
9-25 Выезд из Mo I Rana на Trondheim. Едем по Е6 с севера на юг. Глазеем по сторонам. Дорога хорошая и нескучная. 

В этом месте было какое-то гидротехническое сооружение, со специальной канавкой для нереста рыбы, а тролли, видимо, все это охраняют.
Первая заправка в Норвегии прошла довольно успешно. Ваня долго учил фразу «Full the tank, pleas».Четко произнес ее, в глазах девушки возникло легкое недоумение. Оказывается, сначала надо заправиться, а потом платить по факту. Доверчивые!
Чем ближе подъезжаем к Trondheim, тем больше сельскохозяйственных угодий. Домики менее ухоженные, чем в Финляндии.
Вторая ночевка в Норвегии у нас в Трондхейме, так было написано в ваучере. Судя по схеме подъезда к отелю, в районе аэропорта. Спокойно едем, ищем указатели на аэропорт. Надо сказать, что с дорожными указателями здесь не все сложилось. Их немного. Платим за въезд в город. Указателей на аэропорт нет, проезжаем через центр города, ничего нет, нечаянно выезжаем на «автобан», развернуться назад удается километров через 10. Посоветовавшись, решили ещё раз въехать в город по другой дороге. Платим за въезд второй раз. Проезжаем по объездной дороге и понимаем, что аэропорта нигде нет. Остановились на заправке, кое-как у местных аборигенов узнали, что Аэропорт и наш отель находятся, за 35 км не доезжая Трондхейма. Бестолково составленная схема проезда, выданная нам в турфирме, сбила с толку.(Если бы мы получили документы до выезда из дома, то посмотрели бы в интернете, как проехать к отелю) Сам отель выглядел просто шикарно: вращающиеся двери, стеклянные лифты, в холле концертный зал с роялем. 


Наш же номер был более скромным. Очень смутил старинный неработающий фен.
За день проехали 541 км.
25.07.2006.
10-00 Выезд из отеля. Третий раз платим за въезд в Трондхейм, хотя нам нужно просто проехать через него. Итого прогулка по дорогам города обошлась нам в 95Nok.
Едем по направлению к Oppdal. Это небольшой городок битком, набитый туристами. Но в нем мы смогли найти банкомат, их в Норвегии немного. Мы решили отказаться от одного забронированного отеля, в пользу более живописной дороги. Свернули с тр.Е6, на второстепенную дорогу и сразу начались такие места, что дух захватывает. Слева идет сплошной скальный массив, 
а справа обрыв, на самом дне которого течет река с изумрудной водой. 
Я боялась даже близко подойти к ограждению, чтобы заглянуть вниз и постоянно оттаскивала Катю, хотя у той не было ни капли страха.
Въехали в город Sunndalsora, засмотрелись по сторонам и прозевали нужный поворот. Едем, прекрасный фьорд, туннели, потом возникает ощущение, что едем не туда. Оглядываемся, нужная нам дорога должна быть на противоположной стороне фьорда, но ее там нет. Скала круто обрывается в воду. Как потом оказалось, через эту гору проложен 6-и километровый туннель. Особенно запомнились козлы, мирно дремавшие в нем. Дорога все время шла по берегам фьордов. Сначала Sunndalsfjorden, затем Langfjorden. Первая переправа на пароме, небольшая, плыли всего минут 15, но впечатления! Вода цвета яркой бирюзы, горы, окутанные голубоватой дымкой, свежий ветер. Красота необыкновенная.
В 10 км от города Andalsnes, нашли уютный кемпинг. Называется он «Mjelva». Десятка полтора маленьких деревянных домиков с покрытыми дерном крышами, места под палатки и кемперы, сувенирная лавка, туалет, душ, кухня.
Разговор с хозяевами был не из легких. Фразу «We would like to stay over the night at you camping», я знала назубок. Дальше - хуже, они начали мне отвечать, на очень быстром английском. С большим трудом и Ваниной помощью разобралась. Нам предложили дорогой, по их меркам домик и сомневались, возьмем ли мы его. 
Но русских туристов ценами не запугаешь. По сравнению со стоимостью ночевки в отеле, это в два раза дешевле. Жильё нам очень понравилось. Снаружи, просто деревянная коробка, но внутри большая гостиная, две спальни, кухня и туалет с душевой кабинкой. Хорошо было бы, пожить здесь недельку. Катя сразу побежала на детскую площадку, устанавливать международные связи, а мы осматривать окрестности. (Помнится, дочка, сидя в песочнице, по-русски, четко отдавала указания норвежской детворе, дополнительно указывая пальчиком, что им нужно сделать, а они понимали и исполняли, то что она хотела. За семнадцать лет ничего не изменилась, она всегда добивается своего).
Единственный вечер, когда нам захотелось выпить пива и расслабиться, был здесь. Добрались до кемпинга еще засветло, не устали, да и за домиком оказался столик со стульями и видом на гору.
 Засиделись часов до двух. Насколько бы спокойней и приятней была поездка, имей мы возможность останавливаться в таких местах.
За день проехали 341км.
Дальше аттракцион под названием Дорога Троллей, но о нем рассажу уже в следующей части.




Комментариев нет:

Отправить комментарий