понедельник, 20 ноября 2023 г.

По волнам моей памяти. Часть IV

Продолжение
30.07.2006
8-50. С утра были немного расстроены. Мы узнали, что в нескольких десятках км от места нашей ночевки находится один из крупнейших в Норвегии водопадов (Voringfoss 183м). Посмотреть уже не успеваем, нас ждет Прекестулен.
Едем вдоль Sorfjorden, затем по берегу озера Suldalsvatnet.
Дорога, как всегда, красива. Вода, горы, небольшие деревушки.
Неожиданно выезжаем к водопаду. Шум воды оглушающий, в воздухе стоит туман водяной пыли. Этот водопад имеет как бы два рукава левый - Latefoss и правый – Skarsfoss. Его высота 165м.

Часам к четырем вечера добрались до места, откуда начинается подъем на «Кафедру».
Помня, как нам было жарко на прогулке в Гейрангере, одеваемся полегче и отправляемся в путь. Подъём несложный: вначале хорошая грунтовая дорога, затем большие камни, уложенные как ступени. Много туристов, идущих нам навстречу, и немного нас обгоняющих. Идут все весело, улыбаются встречным, уступают друг другу дорогу. Поразительно то, что путешествуют и с грудными детьми (они висят в специальных рюкзачках за спиной), и на костылях. Ваню впечатлила беременная женщина в купальнике, загорелая до черноты, ловко прыгающая по камням ("пузик" тянет месяцев на 6-7).
Мы шли, не спеша, где-то на середине пути устроили себе отдых на берегу крошечного озерка. Вдруг ноздри защекотал приятный запах жареного мясушка, поднимаем глаза - на противоположном берегу, на скале, сидит сладкая парочка из "шоу толстяков" и уплетает за обе щеки. Мы сначала посмеялись, а потом решили, что они молодцы, добрались сюда, несмотря на такую комплекцию. Надо сказать, что многие, предусмотрительно берут с собой провиант, позже мы им позавидовали. (Кстати, здесь мы впервые увидели одноразовый гриль, такие у нас в те времена не продавались)
После привала обнаружилась досадная оплошность: забыли взять запасной диск на видеокамеру. (Да-да, именно диск и не простой, а мини. Это была новинка, после камер пишущих на пленку. Просуществовали они совсем недолго, затем производители перешли на карты памяти.) Расстроились, но не возвращаться же назад. Ну, ничего будут фотографии. Идем дальше, тропинка становится все более крутой, попадаются мостики, над расщелинами, обрывы, крутые склоны. Я крепко держу Катю за руку, все время кажется, отпусти ее, и она покатится вниз, хотя дочка очень ловко карабкается по камням. На трудных участках её тянет Ваня, а я подталкиваю сзади. В одном месте встретился довольно узкий «карниз», по которому нужно было пройти. Мне стало страшно, думаю не смогу, не пойду дальше. Потом вспомнила женщину, шедшую нам навстречу, на двух костылях. Она ведь смогла! И я как-то проползла, это расстояние, буквально вцепляясь когтями в каменную стену.
Поднялись довольно высоко. И когда обогнули скалу, уже увидели Прекестулен, на нас налетел порыв холодного ветра.
Солнышко практически опустилось за горизонт и здесь на высоте 600 м стало холодно. Мы добрались туда поздно, часам к шести вечера и туристов на самой кафедре почти не было.
 Подойти к краю скалы и посмотреть вниз не решался никто. Все только подползали и лежа смотрели с высоты на чудную панораму фьорда, на окружающие его суровые, лишенные растительности серые скалы.
Конечно, Preikestolen место разрекламированное, в Норвегии много мест не хуже, но не столь посещаемых туристами.
 Сдается мне, не зря мы ноги били, посмотреть на такое стоит. Спуск вниз прошел без приключений, часа через два мы уже садились в машину.

Судя по схеме маршрута, пройдено туда и обратно 7,6 км примерно за 4 часа. Устали не очень сильно.
Сели на паром, идущий в Ставангер. Оплата проезда была на пароме, нам забыли продать билеты. Погода испортилась, пошел мелкий моросящий дождик с порывистым ветром, прилично качало. Через полчаса мы уже въезжали в «Нефтяную столицу» Норвегии. Город осмотреть не удалось, да и несильно хотелось. Отель Qvality Airoport нашли сразу.
Ехали четко по указателям на аэропорт. Гостиница большая, но неухоженная. Опасались, что самолеты будут мешать спать. Зря. За время нашего пребывания никто не взлетал и не садился. За день проехали 324 км.
31.07.2006
10-00. Выехали по направлению к Осло. Часа через полтора решили передохнуть у информационного щита.
И на нем увидели фотографию «висячего камня». Еще одно «культовое» место. Мы такие снимки видели дома, но не знали, где это находится. Оказывается, здесь рядом, всего в 30 км, почему бы туда не заехать. И повернули к городку Lysebotn. Через 10 км совершенно изменилась природа.
Исчезли деревья. Стали появляться скалы. Жилье пропало совсем. Такого сурового пейзажа мы еще не видели. Дорога вьется серпантином с постоянным набором высоты. Доезжаем до перевала.
Вокруг довольно жутко: воет ветер, холодно, везде только камни, лишь слегка покрытые мхом и лишайником. Остановились на небольшой парковке.
Там прочли, что эта дорога функционирует только полгода с мая по октябрь. Оставшееся время года там, видимо, полная засада. Место совершенно необычное. Просто каменная пустыня какая-то. Ни животных, ни птиц. А еще, такого количества пирамидок мы больше нигде не видели. Едем дальше. Дорога хотя и с хорошим асфальтом, но очень узкая, с крутыми закрытыми поворотами. Того и гляди нарвешься на встречный автомобиль.
 В общем, Trollstigveg отдыхает. Адреналина получили достаточно. На полпути к Lysebotn расположено оригинальное кафе, буквально висящее над обрывом. Решили перекусить в нем, и расспросить, где же находиться нужный нам камень. Внутри обнаружилось самое интересное: здание построили, не ломая скалу, которая так и осталась торчать из пола. Выпили кофе с кексами, нашли рекламу с фотографиями и схемой маршрута, но куда идти непонятно.
На улице я присмотрела весьма колоритного байкера. Он сидел на лавочке, попивал кофеек и ласково жмурился на солнышко. Совсем как кот. В разговоре мне показалось, что он немец. На удивление мило побеседовали. Сразу чувствуется – английский, не его родной язык. Говорил медленно, я все понимала. Он сказал, что до камня около 2 км, идти часа полтора, дорога начинается рядом с кафе. Как выяснилось позже, бессовестно наврал. Гордые собой после предыдущего восхождения, подумали: чепуха, вчера прошли гораздо больше, не так уж и трудно было, справимся. Оделись потеплее, взяли полфляжки воды несколько сигарет, фото, видео и налегке рванули покорять Чераг. Поднимаемся на невысокую гору, ищем висячий камень - не видно. (Вид на Люсе -фьорд с первой горки)
Тропинка тянется дальше. Туристов довольно много, но с маленькими детьми никого нет. Спустились вниз, перешли болотце, идем дальше.
Начинается следующий подъем. Он оказался довольно трудным. На крутых участках натянут металлический трос. Мы вцеплялись в него очень крепко, потому что, если его отпустишь, скатишься так, что мало не покажется. Катю тянули по очереди. На вершине второй горы выяснилось, что это тоже не цель нашего восхождения. Уже почувствовали усталость, ножки начали предательски подрагивать. Спуск, как и подъем, оказался трудным, хотя натянутый трос и облегчал его. Устроили небольшой привал. Пытались познакомиться с высокогорными овечками, но они не захотели угощаться травой, а у нас больше ничего не было. Так что дружеского общения не произошло.
Идем дальше, в голову начинают закрадываться грешные мысли: может, ну его, этот камень, может вернуться. Начался подъем на третью гору. Одолели. Тут туристическая тропа пошла по совершенно ровной гранитной плите.
 Прямо как асфальт. Идем по ней и идем и конца этому не видно. Катю уже несли на руках. Тут и совсем захотелось вернуться. Устали, да и голодно очень. Наконец, добрались до оригинального указателя. Из камней сложена пирамида метра полтора высотой, и к ней приделаны деревянные стрелки с надписями по-норвежски. Как правильно называется, этот чертов камень, мы не знали, куда идти дальше непонятно. Идем прямо. Через несколько десятков метров оказались на ровной площадке, которая, как и Прекестулен отвесно обрываясь, буквально висит над фьордом.
Красота необыкновенная. Красота по-норвежски суровая и безжизненная. Серые скалы, покрытые снегом. Нет ничего живого, только камень и где-то далеко внизу голубая вода.

Немного отдохнув, решили, что я с Катей иду вниз, а Ваня постарается, найти этот камень. Он категорично настроен без фотографии не возвращаться. Однако далеко уйти мы не успели, слышим, зовет. Оказалось, рядом с указателем расщелина в скале, по ней струится ручеек. Стоит перебраться через завал из громадных валунов и вот он этот камушек, который катился себе с горы, да и застрял между двух скал, так и висит себе, неизвестно, сколько тысяч лет.
Это фото для соцсетей, а вот так выглядит в реальности. Там нормальный спуск, да еще и очередь стоит из страждущих. Фотография снизу слегка обрезана, поскольку в кадр попадает дно ручья и эффект висящего над пропастью камня исчезает.
После фотосессии поплелись назад. При одной мысли, что нужно снова преодолеть три горы становится плохо. Утешает только мысль об уютном кафе, в котором можно славно перекусить.
Опять поднимались и спускались, несли и тянули Катю.
 Но она все равно герой. Такие маленькие дети на Kjerag не ходят. Наконец, добрались до нашей родной машинки. К большому огорчению, покушать было негде, все закрыто. После шести вечера работа общепита в этих забытых богом местах заканчивается. Итак, Чераг покорен за 5 часов, обидно, что не знаем, сколько километров пройдено. Легкой прогулки не получилось.
Быстро перекусываем молоком и печеньем (хорошо, что в машине был запас пропитания), и в путь. Ехать еще далеко. Спустились с перевала, добрались до развилки, повернули, как будто в нужную сторону, но меня мучили сомнения: верно ли едем. Хотелось увидеть еще указатель. Но его нет. Дорога третьестепенная, видимо, только для «своих», а они и так знают куда ехать. Дичь полная, из живых существ только барашки, а у них дорогу не спросишь. Стал накрапывать мелкий, противный дождик, тут мы и совсем загрустили. Но, слава богу, километров через тридцать, появился указатель нужного нам направления. Ура, штурман не подвел!
Только к 11 часам ночи приехали в Morgedal. Отель системы Rica нашли сразу, и что удивительно на ресепшене не спали, ломиться в закрытую дверь не пришлось. Катя заснула в машине, так спящую и принесли в номер. Быстро приготовили ужин и, наконец, нажрались от пуза.
Отель оказался очень уютным и тихим. Так же, как и в Обхейме, он выстроен возле горнолыжных трасс. Обслуживающий персонал, был мил и заботлив. Утром к нам подошла русская горничная. Ей передали, что ночью у них поселились ее соотечественники, может, нужна помощь. Понятно - с языком у нас худо.
За день проехали 369 км.
Это была самая физически сложная часть нашего путешествия. Все же дочке на тот момент даже шести лет не исполнилось, да и мы пешком горы никогда не покоряли.
А дальше, прогулка по Осло и Стокгольму, но об этом в следующий раз.