понедельник, 4 января 2021 г.

Яркие краски осени. Юрьев-Польский.

 Ну вот и добралась я в своем повествовании до культурной программы. Заглянули мы на обратном пути в милый провинциальный городок- Юрьев-Польский.

Википедия гордо сообщает, что он входит в состав Золотого кольца России, но это неточно. Вернее, дискуссионно. Напишут, же! 
На самом деле очаровательный город. Мы как всегда, "охватили" самый центр, который включает в себя комплекс зданий Михайло-Архангельского монастыря. Расположен он внутри почти круглого детинца, сооруженного по приказу Юрия Долгорукого, аж в первой половине XII века. Так, по крайней мере, утверждает официальная история.

Сам же монастырь основан, по неподтвержденным данным, в XIII веке, а в документах упоминается с XVI. А вообще, это "ценный архитектурный ансамбль XVII—XVIII веков". 
На его территории расположен историко-архитектурный и художественный музей. Один из соборов, Михайло-Архангельский, передан под совместное использование с РПЦ. 
Думаю будет, как в пословице: протяни палец — руку откусят. На данный момент реставрируется надвратная церковь Иоанна Богослова. Процесс затянулся уже на много лет. Простоит еще какое-то время в строительных лесах, потом скажут, что денег нет. А чтобы не потерять культурное наследие, отдадут более богатому претенденту. И деньги с туристов будет стричь другой собственник.
Сейчас же все выглядит так, как и положено российскому музею, слегка потрепано.

В качестве экспозиции представлены деревянные наличники. Мы прогулялись по территории, осмотрелись. Красиво, но приехали мы сюда из-за собора Георгия Победоносца. Я как начинающий альтернативщик, просто умирала от желания увидеть своими глазами церковь, из-за которой историки и все остальные, таковыми себя считающие, уже много лет ломают копья. Шучу конечно, на самом деле очень хотелось увидеть белокаменные храмы домонгольского периода. Здесь, в Юрьеве-Польском и в Боголюбово.

На первый взгляд кажется, что информации и фотоматериалов очень много. Но когда начинаешь искать что-либо конкретное, сведения как бы самоликвидируются. Очень много написано о предположениях археологов и историков о том как могла бы выглядеть эта церковь изначально. Наверное, нужно вкратце описать ее историю. "Этот храм был построен в 1230–1234 годах святым благоверным князем Святославом Всеволодовичем и украшен резьбой по белому камню от основания до главы"(академик С. В. Заграевский). К XV веку он обветшал и обвалился. Восстановлением церкви в 1471 году занимался Василий Дмитриевич Ермолин. Сведения о нем историками взяты из Ермолинской летописи, которая, возможно, им же и была составлена. Обнаружена в списке, т.е. в копии, русским ученым А.А. Шахматовым. И если судить по годам его жизни (1864-1920), скорее всего, уже в XX веке. По данным Википедии, Ермолин был купцом, который руководил строительными работами Русского государства. В других источниках его называют мастером и зодчим. При восстановлении храма Василий Дмитриевич постарался сохранить наследие предков и использовал старинную облицовку внешних стен собора. Жаль что в подмастерьях у него, видимо, были Рамшан и Джамшут, они-то все так перепутали, что историки уже несколько столетий пытаются расставить плиточки по местам. Чтобы, как они говорят, прочесть то, что зашифровал в убранстве храма, князь Святослав.
После Ермолина, Георгиевский храм перестраивался и реставрировался бессчетное количество раз, и к 1899 году выглядел так.
В 1909 году Константин Константинович Романов, русский советский архитектор, реставратор и пр. по поручению Императорской археологической комиссии исследовал древний Георгиевский собор. Я с большим интересом прочла его отчет. И заметила, что несмотря на непривычную орфографию и стилистику, он удивительно легко читается в отличие от трудов современных академиков, где приходится продираться сквозь нагромождения слов, чтобы добраться до сути. Так называемая научная речь даже в популистском изложении сложна для понимания. А если сравнивать с разговорной, то пропасть еще больше. Как тут не заподозрить одну из "конспирологических" теорий.
Из отчета Романова, я узнала, что от исходного храма уцелело немного, кое-где часть притвора до первого яруса, кое-где только цоколь, кое-где половина стены. Остальное доделано, достроено, улучшено. Но все красивости уничтожить не удалось. Так что любуемся и пытаемся отрешиться от крамольных мыслей по поводу принадлежности изначального храма к христианству.




Нет конечно, о чем это я, здесь же есть изображения святых и ангелов. Интересно, мне только кажется, что барельефы, вставленные в простенки между полуколоннами могли быть добавлены позже. Теоретически там могли быть и другие образы.
Справа внизу читается образ Спаса Нерукотворного. Здесь наглядно видно, что плитки выполнены в разной технике. Романов насчитал как минимум три вида изображений, исполненных разными мастерами.

Вот он Георгий Победоносец. А что за лицо там на самом верху? Щекастое такое, в коническом шлеме. 
И два изображения Иисуса Христа слева и справа, но расположены ниже Святого Георгия. А как же каноны?
Меня больше всего поразили барельефы сказочных птиц и животных.
Крылатые грифоны, птица Сирин, красавцы драконы и котики. Пишут, что это грозные львы, но без гривы их образы для меня плохо читаются. Пусть будут котики, зубастые, когтистые с шикарными хвостами. Все это в обрамлении волшебных цветов и листьев. Звучит как древняя сказка из книжки моего детства. Сейчас я отчетливо ее вспомнила. Книга была сильно потрепана, без обложки, напечатана дореволюционным шрифтом. А вот буквицы и верхние колонтитулы украшены растительным орнаментом и диковинными зверями. К сожалению, после переезда она и многое другое, утеряно.

Подхожу к самому интересному и загадочному для меня. Вот таким изображениям.
Чьи это лица? Какого народа? Ни у Романова, ни у современных историков информации о них нет. Так упоминают вскользь, называя их масками. Более того, говорят только об изображениях святых и ковровых растительных орнаментах, а этих как будто не существует вовсе.
Многие альтернативщики находят аналогии с храмами Индии, Европы и даже Южной Америки, но я в это даже не буду лезть, иначе никогда не закончу пост. 
Еще хочу сказать, что ситуация в XII веке на дату основания города и строительства храма была, по мнению историков, такова: сооружают земляной вал, на нем возводят деревянные укрепления и почти одновременно строят белокаменный храм. Стоимость которого превышает в десять раз стоимость сооружений из кирпича и плинфы, не говоря уже о дереве. И выстроен он был таким дорогим только из соображений престижа(чистые понты). Видите ли, белокаменное строительство помимо цены отличалось еще и непрактичностью, камень очень быстро пачкался, становился серым от дыма и пожаров, а очищать его научились только в XX веке. Странно, как-то такое ощущение, что мировоззрение нашего времени переносят в глубокую древность и считают что другого просто не может быть. Получается наши предки были глупы и чванливы до безобразия. Междоусобицы, набеги монголо-татар, а мы вместо каменных стен и деревянного храма, делаем все наоборот. Где логика? И еще, ученые считают, что раз есть сходство с храмами Европы, значит наши зодчие ездили туда учиться.Такой вот однозначный вывод. А если все было по-другому: крепость была не нужна, потому что никто ни с кем не воевал, а общность архитектурных приемов объясняется тем, что древний мир был единым. 
Чуть не забыла, у современных туристов особо цениться вот этот узорный камень с изображением то ли слона, то ли мамонта. Даже поверье есть: кто найдет его самостоятельно, может загадывать желание. Оно непременно сбудется. Мы не нашли. Пришлось спросить у семейной пары, как и мы гуляющей возле храма. Молодой мужчина с бородой и женщина в длинном платье с темным платком на голове. Мы потом еще минут десять болтали, делясь впечатлениями о храмах русского севера. Говорил только мужчина, дама стояла молча, не поднимая глаз. Я решила, что это батюшка с матушкой в свадебном путешествии, а может, на богомолье приехали. Совсем в таких вещах не разбираюсь. Им слона тоже показали. Фигурка небольшая и прячется над изображением женской головки, бывшей когда-то частью колонны. 
Пора перейти ко внутреннему убранству. О фресках информацию я нашла только в отчете Романова, он ее датирует 1825 годом, основываясь, на надписи на стене. Следов древней росписи он не обнаружил.
И не удивительно, там все сбито до камня. Непонятно, только в процессе какой из реставраций это произошло.
Обследуя собор, Романов установил, что постройки, окружающие его (колокольня и теплый Троицкий собор) украшены узорными камнями, которые, по его мнению, могли принадлежать изначальному храму. По всей видимости, часть их хранится сейчас внутри.
Включая и рельефную композицию «Распятие с предстоящими». По преданию, распятие изготовлено князем Святославом Всеволодовичем, искусным камнерезом. Затем его покрасили и вставили в один из притворов, потом убрали. Сейчас он доступен для почитания верующими. А чтобы не замызгали, прикрыт стеклом.

Интересен чугунный пол 18 века. И современные археологи, и К.К. Романов, пишут, что при проведении раскопок они обнаружили еще два уровня пола. Самый нижний лежит на древнем фундаменте на глубине более пятидесяти сантиметров, если я правильно перевела сажени в метры. А красная полоса символизирует наше время: "соблюдай дистанцию".
Про Георгиевский собор написала более чем достаточно. Нечасто в сети можно найти так много информации о древней постройке. И рассказала далеко не все. Ссылки дам в конце поста. И как положено, скажу: все, что я описала, является  только моим личным мнением и не претендует на единственно верное изложение событий, а также не является проявлением враждебности по отношению к верующим.
Но в Юрьеве-Польском еще можно прогуляться по крепостному валу. 
Посмотреть, как живут люди сейчас, в XXI веке.
Вспомнить и советское время.
И купить сувениры, в сезон, в обновленных торговых рядах. Здесь я безуспешно пыталась добыть интернет.
А для любителей альтернативной истории, обследовать, хотя бы снаружи, собор Троицы Живоначальной, с таинственными мальтийскими крестами на стенах и так называемыми кокошниками в русском стиле.

Закончить рассказ хочется словами Остапа Бендера из фильма "Золотой теленок"(1968г.), где Юрьев-Польский снимался в роли города Арбатов. "Не Рио-де-Жанейро!"
Но посетить его обязательно стоит!
Продолжение следует.

Романов К.К. "Отчет о разведке осенью 1909г."
Заграевский С.В. " Вопросы архетиктурной истории..."
Немного Альтернативной истории видео.

2 комментария:

  1. Таня,
    геральдическая "бурбонская" лилия на каждом втором барельефе, или? Смешение стилей, эпох, культур, что-то тут не то.
    Думаю, все эти гриффоны - византийское влияние. Там и в рельефах, мозаиках и фресках присутствуют и считалось, что гриффоны являются борцами со злом, стражами, покровителями воинов, их часто изображали терзающими змей. В общем, кхм...нужно подумать.
    Город очень понравился, с удовольствием бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Может и получится когда-нибудь погулять по нашим городам.
      Пути геральдики неисповедимы! Все сложно. Я после фильмов по новой хронологии Фоменко и Носовского, вообще ничего не понимаю и ничему не верю. А еще массированный вброс карт по древней Тартарии. К чему бы это? Кстати грифон и на их флагах отметился. Вот и думаешь: "А был ли мальчик?"

      Удалить