вторник, 5 января 2021 г.

Яркие краски осени. Боголюбово.

 В Юрьеве-Польском мы не задержались, осмотрев исторический центр, отправились в Боголюбово. Правда, пришлось заскочить во Владимир в поисках нормального интернета. Мне нужно было немного поработать. А затем уже ближе к вечеру добрались до Свято-Боголюбского женского монастыря. 

Он расположен на месте, так называемого, Боголюбского замка. По преданию, князю Андрею Боголюбскому на этом месте было видение Пресвятой Богородицы. В честь этого события он повелел не только написать особую икону, но и построил себе резиденцию. Чисто стратегически это место оказалось очень удачным: на слиянии двух рек Нерли и Клязьмы. Видимо, совпадение. Датой основания считается 1158 год. Основой композиции монастыря, как мне показалось, является собор в честь боголюбской иконы Божьей матери. Возведен в 1855-1866 в "русско-византийском стиле".  Громадный, тяжеловесный, подавляющей своей массивностью.

А вот Рождественский собор, с остатками палат Андрея Боголюбского, задвинут на задний план. Хотя меня интересовал именно он. Собственно церковь построена уже в 1751 году, на фундаменте и цоколе храма XII века. Как и все наши, да и не только наши, церкви рушились, горели, внезапно ветшали в середине XVIII века. Жаль конечно, что нам не повезло, внутрь не попали. Там музей с экспозицией  колонн, резных камней и раскопанным внутри "культурным слоем" глубиной полтора метра. 
Основание колокольни и арочный переход, вот собственно и все, что осталось от княжеского подворья. А если судить по состоянию камня и того меньше. Я побродила вокруг, в поисках нацарапанного на стене списка убийц Андрея Боголюбского, о котором сообщали в новостях в 2015 году, не нашла. А с каким восторгом говорили, что надпись XII века, событие мирового значения! Ну раз даже стеклом не закрыли, значит ошиблись. Датировать примитивное граффити, неблагодарное занятие.
Территория монастыря выглядит очень ухоженной. Все постройки со свежим ремонтом. По двору с ведрами и метлами носятся молоденькие девчушки в черных одеждах. Послушницы, наверное. Мне думается, что наше светское государство, должно издать закон, по которому и мужчинам, и женщинам не достигшим, хотя бы 30 лет запрещено запирать себя в монастырях. За редким исключением, для людей в жизни которых произошли какие-либо ужасные события. Не хочется так говорить, но за последние лет десять с нашей церковью, произошли не очень хорошие перемены. Никогда раньше девочек лет восемнадцати-двадцати в монастырях я не видела. Скверные ассоциации это у меня вызывает.

Но не буду о грустном. Осмотрев монастырь, начали поиски храма Покрова на Нерли. Навигатор привел нас к пешеходному мосту через железную дорогу и объявил что мы прибыли к месту назначения. Поднялись на мост, да действительно, к вожделенному собору тянется тропинка через луг, а подъезда нет. Ваня долго не мог смириться с неизбежным, он-де когда-то читал, что проехать можно. Опрошенные нами местные жители подтвердили, что другой дороги нет. Ну и правильно, если все туристы будут ездить прямо к храму, как это делают работники и сторожа, дорогу разобьют в хлам, да еще и парковку нужно будет строить. Утешились тем что с железнодорожного  моста открывается прекрасный вид на монастырь. Это уже утренняя фотография.

Ночевали на окраине одного из дачных поселков, которых водится в изобилии вокруг Владимира. И с утра пораньше, пока спят туристы и половники  паломники отправились к самому фотогеничному месту России.
Для меня именно этот храм символизирует Древнюю Русь. Стройный, легкий, устремленный к жемчужного цвета небу. Или вот такой, спокойный и умиротворенный.
Я с детства любила детективы и фантастику, а вот история с ее незыблемостью, академически скучным языком, неимоверным количеством правителей, датами их жизни, родственными связями и бесконечными войнами вызывала только скуку. А оказывается в нашей истории полно загадок, который манят меня неизведанным, фантастическим и сказочным. И вот еще одна тайна, в которой хочется разобраться.
"По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе". Как видите, из приведенной цитаты, датировка храма (построен не ранее 1166 года), основана на летописях, которые написаны спустя двести, триста, а некоторые пятьсот лет спустя. Академик С. В. Заграевский пишет: "Многие исследователи датировали храм на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1701 году". Ну он хотя бы сомневается в достоверности датировки. И разумеется, летописи сохранились  только в списках. Наши историки славно потрудились, изучая письменные материалы, проводя кое-где раскопки. Но получается, что органики не нашли вовсе и провести более современные исследования не смогли. Так что только летописи и гипотезы от ученых мужей.
Реконструкция Н. Н. Воронина. 
Если описать более простым языком, получается так: место постройки выбрано на заливном лугу. 
В половодье иногда, вода поднимается до ступеней храма. Чтобы его не затапливало, наши предки насыпают холм, высотой три метра. Затем делают уникальный фундамент на глубину  четыре метра, из высококачественного гладкотесаного белого камня. Я в прошлом посте уже писала об этом камне. Сейчас же хочу добавить, что добывали его в Подмосковье и доставляли по рекам, включая волоки. Как это провернуть технически, да еще в короткие сроки (построили за год), для меня загадка. Не говоря уже о стоимости. Но предки были настолько богаты, что могли себе позволить уложить его в фундамент. Они и с проектом просчитались. Камня завезли так много, что не знали куда деть, поэтому построили галереи вокруг храма. Ну там еще и холм укрепили камнем. "Известняк для нового строительства стали добывать, вероятно, в окрестностях Москвы, которой к этому времени завладел Юрий Долгорукий. Разведанные его мастерами залежи камня образуют подземную, местами выходящую на поверхность жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Камень, доставленный на место речным путем и посуху, «каменосечцы» обрабатывали инструментами типа долота (зубила), тесовика и тесла. Чтобы обтесать грань 40х40 см, нужно было нанести около 1200 ударов, а каждый квадр имел тщательную лицевую теску с пяти сторон, и только заднюю грань, обращенную в кладку, обрабатывали более грубо". Пишет Т.П. Тимофеева историк архитектуры, краевед, поэтесса. Смешно. Мне вспоминается Вовка из мультфильма "Тридевятое царство" с его ответом на задачку: "Полтора землекопа". Я не разбираюсь в строительстве, но можно же подсчитать, сколько человеко-часов понадобиться для того чтобы обтесать камень вручную в количестве достаточном для постройки храма. А перед этим добыть его, обработать начерно, перевести к нужному месту. И все это за сезон, как пишут в летописях.  Но официальная история занимается только теорией.
Еще одна реконструкция, теперь С.В. Заграевского.
В XVI-XVII веках здесь располагался монастырь, по современной гипотезе это выглядело именно так. Есть и фото с дореволюционной открытки.
В сети гуляет много всего, касаемо советской власти и ее отношения к религии, об этом не буду. Тут с историей бы разобраться. Лучше посмотреть на внешнее убранство собора. 
Ну вот, никогда такого не было, и опять! Я имею в виду Дмитриевский собор во Владимире.
 В обоих храмах в верхней части композиции, изображен восседающий на троне царь Давид, ага, тот самый из Ветхого Завета. То есть храм изначально не был посвящен Богородице. И победе над врагами, и памяти князя Изяслава так же. Все же ветхозаветный Давид, с музыкальным инструментом символизирует пастуха либо пастыря, в те времена, когда он занимался овечками, и не стал еще ни воином, ни царем.  Окружают его слева и справа голуби. Хищные какие-то были птички. Немного ниже, львы, уже как положено с гривами. И снова девичьи лица. У Т. П. Тимофеевой (ссылку на ее работу я дам в конце поста) есть попытка натянуть сову на глобус связать их с образом Богородицы. Но данный текст написан поэтессой и в нем так много метафор, иносказаний, упоминаний Священного Писания, что понять его крайне сложно. А уж принять в качестве доказательства чего-либо и вовсе невозможно. А это так называемые фигурные консоли, которые украшают весь храм по периметру. 
Изящной работы и совершенно таинственными изображениями женских головок и мифологических животных. Пишут, что на европейских соборах так же есть подобные украшения.
Апсиды украшены такими же резными аркатурно-колончатыми поясами, как и фасады церкви.

Очень интересные лица, на мой взгляд, не совсем славянские, ну или как мы их себе представляем. Большие носы, отсутствие переносицы, низкие надбровный дуги. Они напоминают мне изображения этрусков. И колонны с коготками, таких много встречается в европейском зодчестве.
И наконец, резные порталы, со стилизованными пальмовыми листьями.
Оригинальные они или нет могут сказать лишь профессионалы. На этом фото видна арматура. Так что это лепнина, а не резьба по камню.
Мы долго бродили вокруг храма, все же он необыкновенно красив. Единственное что портит вид так это небольшой приземистый храм, выстроенный совсем рядом, да  домик смотрителя и всякие хозяйственные постройки. Жаль, что кому-то не хватило художественного вкуса.

Окончательно замерзнув, все же погода была холодной (около восьми градусов тепла) и ветреной, вернулись в машину, чтобы отправиться дальше.
Продолжение следует.






Комментариев нет:

Отправить комментарий